Контрольно-счётная палата

Чайковского городского округа

КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


 

УТВЕРЖДЕН

приказом Контрольно-счетной

палаты Чайковского муниципального

района от 29.12.2016 № 43

 

СТАНДАРТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СМФК «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района»

 

Рассмотрен Коллегией

Контрольно-счетной палаты

Чайковского муниципального района

протокол № 24 от «29» декабря 2016

г.Чайковский

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения.

2. Понятие, цель и задачи внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

3. Объект и предмет внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС.

4. Организация внешней проверки бюджета.

5. Содержание внешней проверки.

6. Порядок проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

7. Анализ показателей бюджетной отчетности.

8. Подготовка заключения по результатам внешней проверки.

9. Порядок направления результатов внешней проверки.

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 30.01.2008 № 370 «О Контрольно-счетной палате Чайковского муниципального района», решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 26.09.2007 № 319 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе», Общими требованиями к стандартам внешнего и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 г. № 47К (993)).

1.2. Стандарт применяется с учетом:

  • Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
  • Приказа Министерства финансов РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  • Приказа Министерства финансов РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»;
  • Приказа Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • решения Земского Собрания Чайковского муниципального района от 27.02.2013 № 335 «Об утверждении годовых форм представления отчетов об исполнении бюджета Чайковского муниципального района»;

В случае внесения изменений в указанные в настоящем разделе документы (замены их новыми), Стандарт продолжает применяться с учетом соответствующих изменений (нового документа).

  • других стандартов внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты Чайковского муниципального района (далее -  КСП ЧМР).

1.3. Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за отчетный финансовый год (далее – отчет о бюджете), включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета (далее – ГАБС) и подготовку заключения КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за отчетный финансовый год (далее – заключение КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета).

1.4. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации, решения Земского Собрания Чайковского муниципального района от 26.09.2007 № 319 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе».

1.5. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.6. Задачами Стандарта являются:

  • определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;
  • определение источников информации для проведения внешней проверки;
  • установление основных этапов организации и проведения внешней проверки, в том числе в части взаимодействия между сотрудниками КСП ЧМР в ходе проведения внешней проверки;
  • установление требований к структуре и содержанию актов (заключений) КСП ЧМР по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении бюджета;
  • установление требований к оформлению результатов внешней проверки;
  • установления порядка рассмотрения и утверждения заключения КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета, представления его в Земское Собрание Чайковского муниципального района (далее – ЗС ЧМР).

1.7. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП ЧМР, привлекаемым к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

1.8. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.

1.9. Термины и определения Стандарта соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.2 настоящего Стандарта.

2. Понятие, цель и задачи внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств

2.1.Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторовбюджетных средств (далее – ГАБС) представляет собой систему обязательных

действий по проверке годовой бюджетной отчетности по составу, соответствиюустановленным формам и данным регистров бюджетногоучета.

2.2.Целью внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС является:

  • определение полноты бюджетной отчетности главных администраторов

бюджетных средств, её соответствие требованиям нормативных правовыхактов;

  • определение достоверности показателей бюджетной отчетности ГАБС;
  • анализ эффективности и результативности использования бюджетных

средств.

2.3.Задачами проведения внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС

являются:

1) в части установления полноты бюджетной отчетности ГАБС и её

соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провестианализ представленной к проверке отчетности ГАБС по составу, содержанию,прозрачности и информативности показателей. Под прозрачностью иинформативностью бюджетной отчетности понимается отражение в нейинформации в таком объеме и структуре, которые позволяют сформироватьадекватную информацию (представление) обо всех составляющих исполнениябюджета в целом (годовой отчет) или по бюджетной отчетности ГАБС.

2) в части достоверности показателей бюджетной отчетности ГАБСнеобходимо установить:

  • соблюдение единого порядка составления и представления бюджетной

отчетности;

  • внутреннюю согласованность соответствующих форм отчётности (путем

выборочной проверки соотношений между показателями форм бюджетнойотчетности);

  • соответствие плановых показателей, указанных в отчётности, показателям

утверждённого бюджета с учётом изменений внесённых в ходе исполнениябюджета;

  • анализ и сопоставление бюджетной отчетности ГАБС с показателямибюджетной отчетности подведомственных получателей (распорядителей)

бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторовисточников финансирования дефицита бюджета;

  • соответствие данных регистров бюджетного учета (Главной книги)показателям форм бюджетной отчетности;
  • наличие материалов проведения в установленном порядке инвентаризацииактивов и обязательств администратора бюджетных средств.

3) в части анализа эффективности и результативности использованиябюджетных средств необходимо:

  • проанализировать выполнение ГАБС, его подведомственнымиучреждениямиплана оказания муниципальных услуг и других конкретных показателей,характеризующие основную деятельность проверяемого ГАБС (например,целевых показателей программ);
  • оценить фактическое использование бюджетных средств путем сравнения

произведенных кассовых расходов ГАБС с показателями утвержденнойсводной бюджетной росписи, установить процент исполнения, провестианализ объема и структуры расходов;

  • провести анализ показателей отчета об исполнении бюджета,дебиторской икредиторской задолженности, иных показателей годовой бюджетнойотчетности;
  • определить полноту исполнения бюджета по объему и структуре путем

сравнения полученных результатов с показателями утвержденного иуточненного планов;

  • провести анализ реализации текстовых статей, содержащихся в утвержденном бюджете.

3. Объект и предмет внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС

3.1.Объектом внешней проверки бюджетной отчетности являются главные

распорядители бюджетных средств и главные администраторы доходов

бюджета.

3.2.Предметом внешней проверки бюджетной отчетности являются:

годовая бюджетная отчетность ГАБС и подведомственных получателей

бюджетных средств (администраторов доходов).

3.3. Информационной основой для проведения внешней проверки

бюджетной отчетности являются:

  • информация об организационно-правовой форме, организационной структуреглавного администратора бюджетных средств;
  • бюджетная роспись расходов, включая уведомления о внесении в нее

изменений;

  • бюджетные сметы, сметы доходов и расходов;
  • бюджетная отчетность;
  • главная книга, регистры бюджетного учета, другие документы;
  • материалы инвентаризаций активов и обязательств;
  • дополнительные формы бюджетной отчетности, установленные финансовыморганом.

3.4. Для анализа и оценки сведений о проверяемом объекте необходимо

установить критические области учета, где риск возникновения ошибок или

искажений бюджетной отчетности высок, из них:

  • учет начисления доходов (государственная пошлина, штрафы, компенсациизатрат и т.п.);
  • учет и администрирование доходов от использования имущества,

находящегося в государственной собственности;

  • учет передачи имущества;
  • своевременность отражения в бюджетном учете результатов инвентаризацийактивов и обязательств;
  • наличие и достоверность отражения дебиторской и кредиторской

задолженности, в т.ч. просроченной;

  • наличие значительных сумм списания и выбытия материальных активов

(основных средств, других материальных ценностей);

  • наличие нарушений бюджетного, гражданского и налогового

законодательства, вскрытых контрольными органами;

  • наличие ошибок при своде показателей бюджетной отчетности,

предоставленной подведомственными получателями (распорядителями)

бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности

главного администратора бюджетных средств.

4. Организация внешней проверки бюджета.

4.1. Внешняя проверка включается в годовой план работы КСП ЧМР на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения о бюджетном процессе ЧМР, положения о КСП ЧМР.

4.2. Ответственным за проведение внешней проверки является председатель КСП ЧМР.

4.3. Организация внешней проверки осуществляется исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:

  • подготовительный этап;
  • основной этап;
  • заключительный этап.

4.4. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:

  • Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий правительства Пермского края, Земского Собрания Чайковского муниципального района по реализации их основных положений;
  • основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Российской Федерации, Пермского края, Чайковского муниципального района;
  • основных итогов социально-экономического развития Чайковского муниципального района за отчетный финансовый год;
  • бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
  • муниципальных программ, проектов изменений указанных программ;
  • решения Земского Собрания о бюджете на отчетный финансовый год;
  • нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также к решению о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
  • нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также устанавливающих требования к решениям о бюджете и их исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
  • при необходимости, другие документы (материалы) для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.

На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, определение конкретных сроков подготовки заключений КСП ЧМР на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении бюджета.

4.5. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:

  • проверки годовой бюджетной отчетности ГРБС;
  • проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета;
  • оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета и информации по направленным запросам.

4.6. На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения КСП ЧМР с учетом результатов проверки годовой отчетности ГРБС, рассмотрение заключения на коллегии КСП ЧМР и утверждение его председателем КСП ЧМР, направление его в Земское Собрание Чайковского муниципального района.

5. Содержание внешней проверки

5.1.Анализ бюджетной отчетности, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности, итогах исполнения бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.

5.2. Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.

5.3. Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.

5.4. В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности.

5.5. Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объектов учета и хозяйственных операций, наибольшим по стоимостной оценке объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверности (сложным, новым, недостаточно урегулированным с методологической точки зрения, требующим взаимодействия нескольких субъектов). Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением бюджета).

5.6. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности делаются следующие выводы:

  • о соответствии отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству;
  • о соблюдении сроков формирования и представления отчетности;
  • о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);
  • о соблюдении требований составления бюджетной отчетности, установленных приказами финансового органа;
  • о соответствии отчетности данным других субъектов (при необходимости);
  • о соответствии характеристик объектов учета способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости);
  • о достоверности бюджетной отчетности;
  • о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита.

5.7. В ходе анализа социально-экономических условий и результатов исполнения бюджета определяются макроэкономические факторы, существенно повлиявшие на исполнение бюджета (динамика производства товаров, работ, услуг, налогооблагаемой базы, состояние финансового рынка и т.д.), а также основные социально-экономические результаты исполнения бюджета (влияние на уровень доходов населения, состояние инфраструктуры, инвестиционную и производственную деятельность и т.п.).

5.8. В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматривается полнота выполнения текстовых статей решения о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи решению о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.

5.9. В ходе проверки исполнения решения о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, объему заимствований, муниципального долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от правовой и экономической природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (непревышение) и (или) достижение (выполнение).

Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей муниципальных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.

5.10. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.

5.11. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

5.12. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения решения о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

6. Порядок проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств

6.1. В ходе проверки следует получить необходимую информацию дляподготовки заключения по результатам внешней проверки бюджетнойотчетности ГАБС.

6.2 .Проверка каждой формы бюджетной отчетности заключается всопоставлении показателей, содержащихся в соответствующей форме, состатками и оборотами по счетам главной книги за отчетный финансовый год. В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчетности, не могутбыть проверены по данным главной книги, используются соответствующиерегистры бюджетного учета.

6.3. Проверка тождественности показателей главной книги и регистровсинтетического и аналитического учета проводится по вопросам и проблемам,определенным выборочно в плане-задании.

Проверка производится путем сопоставления остатков и оборотов посчетам главной книги с аналитическими показателями регистров синтетическогоучета.По всем расхождениям, выявленным в ходе проверки, необходимополучить пояснения ответственных лиц.

6.4. При проведении внешней проверки бюджетной отчетностипроверяется наличие всех форм бюджетной отчетности, установленных п.11Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной имесячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»:

  • Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета(ф.0503130);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансовогогода (ф.0503110);
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислениюна счет бюджета (ф. 0503184);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя),

получателя средств бюджета (ф. 0503127);

  • Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доходдеятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств (ф. 0503137);
  • Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход

деятельности (ф. 0503138);

  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);
  • Пояснительная записка (ф. 0503160);
  • В случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации получателя бюджетных средств -разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503230).

6.5. Бюджетная отчетность ГАБС составляется:

- на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета,

установленных законодательством для главных распорядителей, собязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистраманалитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетическогоучета;

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных

получателями, распорядителями средств бюджета, обобщенных путемсуммирования одноименных показателей и исключения в установленномИнструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной имесячной отчетности об исполнении бюджетов взаимосвязанных показателейпо позициям консолидируемых форм бюджетной отчетности.

В начале проверки необходимо проверить проведение в учреждении

инвентаризации имущества и финансовых обязательств в соответствии со ст.11Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и наосновании методических указаний по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49).

6.6.Проведение выездных проверок достоверности данных бюджетной

отчётности в ходе внешней проверки бюджетной отчетности осуществляется всоответствии с планом-заданием. Аудиторы по закрепленным направлениямдеятельности по согласованию с Председателем КСП могут вноситьпредложения о проведении выездных проверок бюджетной отчётности ГАБС.

В ходе проведения внешней проверки бюджетной отчётности на объектенеобходимо проверить:

  • соблюдение требований бюджетного законодательства, регулирующего

порядок осуществления бюджетных процедур;

  • соответствие фактических показателей, указанных в отчётности ГАБС,

данным отчётности подведомственных администраторов бюджетных средств(выборочно - по решению ответственного исполнителя на объекте);

  • соответствие показателей отчётности ГАБС данным синтетического и

аналитического учёта, а также соответствие данных синтетического ианалитического учёта между собой;

  • соответствие данных синтетического и аналитического учёта даннымдокументов, являющихся основанием для осуществления операций;
  • соблюдение принципов и правил бухгалтерского учёта, применяемых при

подготовке бюджетной отчётности.

7. Анализ показателей бюджетной отчетности

Анализ показателей бюджетной отчетности рекомендуется проводить последующим основным разделам:

7.1. Организационная структура объекта внешней проверки бюджетнойотчетности.

При ознакомлении с организационной структурой объекта внешнейпроверки бюджетной отчетности следует рассмотреть следующие формы иинформацию:

  • сведения об основных направлениях деятельности (таблица № 1 к

Пояснительной записке ф. 0503160);

  • сведения о количестве подведомственных учреждений (форма 0503161).

7.2. Анализ отчета об исполнении бюджета.

Анализ отчета об исполнении бюджета заключается в оценке полнотыиспользования бюджетных ассигнований по статьям расходов, целевымпрограммам, а также структуры основных показателей исполнения бюджета.

Анализ отчета об исполнении бюджета рекомендуется начинать спроверки соответствия плановых показателей, отраженных в отчете обисполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателябюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администраторадоходов бюджета (форма 0503127) (далее – отчет) с показателями, утвержденными решением о бюджете на очередной финансовый год иплановыйпериод и бюджетной росписью главного администратора бюджетных средств сучетом внесенных изменений.При этом дается оценка причин отклонений показателей от утвержденных(плановых) показателей по каждому коду классификации доходов и расходовбюджета.

При анализе показателей отчета следует применять показатели следующих

форм бюджетной отчетности:

  • сведения об исполнении текстовых статей решения о бюджете (таблица № 3 кПояснительной записке ф.0503160);
  • сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителябюджетных средств, главного администратора источников финансированиядефицита бюджета (форма 0503163);
  • сведения об исполнении бюджета (форма 0503164);
  • сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (форма

0503166);

  • иной информации, которая оказывает существенное влияние и характеризуетрезультаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности заочередной период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях.

По целевым программам проводится анализ показателей по каждойцелевой статье расходов на предмет полноты исполнения.

7.3. Анализ сопоставимости показателей финансовой отчетности.

Анализ показателей финансовой отчетности заключается в сравнениипоказателей баланса главного распорядителя, распорядителя, получателябюджетных средств, главного администратора, администратора источниковфинансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора

доходов бюджета (форма 0503130) с показателями следующих форм:

  • сведения о движении нефинансовых активов (форма 0503168);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169);
  • сведения об изменении валюты баланса (форма 0503173);
  • сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных

ценностей (форма 0503176);

  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных

средств (форма 0503178);

  • иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая

показатели финансовой отчетности главного администратора бюджетныхсредств за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах иприложениях, включаемых в раздел.

7.4. Результаты деятельности объекта внешней проверки бюджетной

отчетности.

При рассмотрении результатов деятельности объекта внешней проверки

бюджетной отчетности следует провести анализ показателей бюджетной

отчетности в следующем составе:

  • отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
  • сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетныхсредств (таблица № 2 к Пояснительной записке ф. 0503160), в таблицедолжны быть отражены сведения о мерах, которые были приняты в отчетномпериоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили болееэффективно их расходовать.
  • сведения о результатах деятельности (форма 0503162).

7.5. Прочие вопросы деятельности главного администратора бюджетных

средств.При анализе показателей, характеризующих порядок ведения бюджетногоучета и организации внутреннего контроля, используются следующие формыбюджетной отчетности:

  • сведения об особенностях ведения бюджетного учета (таблица № 4 к

Пояснительной записке ф. 0503160);

  • сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (таблица № 5 кПояснительной записке ф. 0503160);
  • сведения о проведении инвентаризаций (таблица № 6 к Пояснительной

записке ф. 0503160).

Необходимо ознакомиться с материалами проведения в

установленном порядке инвентаризации активов и обязательствадминистратора бюджетных средств. Результаты проведенныхинвентаризаций сличаются с данными Сведений о проведенииинвентаризаций (таблица № 6 к пояснительной записке ф. 0503160). В этихсведениях должны быть указаны причины проведения инвентаризаций(составление годовой бюджетной отчетности, смена материально-ответственных лиц, злоупотребление или порча имущества и т д.), требующиепроведения инвентаризаций. Следует так же проанализировать меры поустранению выявленных в ходе проведения инвентаризаций расхождений.

  • сведения о результатах внешних контрольных мероприятий (таблица № 7 кПояснительной записке ф. 0503160);
  • иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая

показатели деятельности объекта внешней проверки бюджетной отчетности за

отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях,включенных в раздел, в том числе: перечень дополнительных формотчетности и других документов, утвержденных главным распорядителембюджетных средств, регулирующих вопросы бюджетного учета в системеподведомственных ему учреждений.

8. Подготовка заключения по результатам внешней проверки.

8.1. Подготовка заключения КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в сроки, установленные положением о бюджетном процессе Чайковского муниципального района (не позднее 30 апреля текущего года).

8.2. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются в соответствии с настоящим стандартом.

8.3. Структура акта КСП ЧМР по результатам внешней проверки бюджетной отчетности может включать следующие основные разделы:

  • общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.);
  • организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);
  • результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
  • анализ показателей бюджетной отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
  • прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.);
  • выводы по результатам внешней проверки.

(Примерная структура акта (заключения) внешней проверки бюджетной отчетности указана в приложении №1 к настоящему стандарту. В акт внешней проверки включаются разделы актуальные для проверяемого ГРБС).

8.4. Структура заключения КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и может включать следующие основные разделы:

  • общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета и т.д.);
  • предварительные итоги социально-экономического развития Чайковского муниципального района (можно в сравнении с итогами по Пермскому краю), общая характеристика исполнения бюджета;
  • информация о соответствии фактических показателей исполнения бюджета, показателям утвержденным решением Земского Собрания о бюджете;
  • исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
  • исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов, оценка эффективности исполнения по муниципальным программам Чайковского муниципального района;
  • анализ выполнения плановых заданий, муниципальных заданий по предоставлению муниципальных услуг и финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг;
  • анализ бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения муниципальных интересов, информация по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением норм законодательства Российской Федерации, Пермского края, с нарушением требований нормативно-правовых актов Чайковского муниципального района;
  • анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;
  • оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты;
  • анализ долговых и гарантийных обязательств;
  • общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы;
  • общие итоги бюджетной проверки отчетности ГРБС;
  • выводы и рекомендации;
  • приложения.

8.5. В заключении КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики Чайковского муниципального района, иным программным и стратегическим документам.

8.6. В заключении КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а так же оценка объема и  структуры долговых и гарантийных обязательств.

8.7. В заключении КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены все установленные факты неполноты и недостоверности  показателей   годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств исходя из их существенности.

Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака).

8.8. Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушения в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вносить предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств.

8.9. При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.

Для устранения фактов неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета, субъекту бюджетной отчетности, допустившему нарушение, направляется представление. Для устранения существенных фактов неполноты и недостоверности данных об остатках объектов учета на 1 января очередного финансового года ГРБС направляется представление. Предложения, направленные на недопущение существенных, типовых или повторяющихся нарушений и недостатков в будущем, направляются финансовому органу. В случае грубого нарушения ГРБС или подведомственным ему субъектом отчетности правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной  отчетности (искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%) КСП ЧМР в соответствии с законодательством принимает меры по привлечению виновных должностных лиц соответствующего главного распорядителя к административной ответственности (статья 15.15.6 КоАП РФ). Нарушитель освобождается от административной ответственности в случае исправления ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной отчетности. При этом исправление ошибки не исчерпывается представлением пересмотренной бухгалтерской отчетности, требуется ее принятие вышестоящим субъектом отчетности и внесение соответствующих изменений в его сводную отчетность.

8.10. Заключение КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходже внешней проверки.

9. Порядок направления результатов внешней проверки

Заключение КСП ЧМР на годовой отчет об исполнении бюджета утверждается председателем КСП ЧМР, с учетом сроков его направления в Земское Собрание и администрацию Чайковского муниципального района, установленных решением «о бюджетном процессе».

 

Приложение 1

к  СМФК «Организация и проведение

внешней проверки годового отчета об

исполнении бюджетаЧайковского

муниципального района»

Примерная структура акта (заключения)

внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета

1. Общие положения.

2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета Чайковского муниципального района, установленные решением Земского Собрания Чайковского муниципального района о бюджете на отчетный финансовый год. Прогноз поступлений в районный бюджет и осуществление расходов, установленных бюджетной росписью по главному администратору бюджетных средств районного бюджета, и их исполнение по бюджетной отчетности главного администратора средств районного бюджета и результатам проведенных Контрольно-счетной палатой проверок.

2.1. Доходы районного бюджета, администрируемые главным администратором, администратором доходов районного бюджета.

2.2. Расходы районного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств.

2.3. Источники финансирования дефицита районного бюджета, администрируемые главным администратором источников финансирования дефицита районного бюджета.

2.4. Анализ качества ведения учета и составления отчетности главным администратором средств районного бюджета.

3. Результаты проверки и анализ организации исполнения решения Земского Собрания о бюджете на отчетный финансовый год.

3.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения решения Земского Собрания о бюджете на отчетный финансовый год и прогноза поступлений доходов в районный бюджет по доходам, закрепленным за главным администратором доходов районного бюджета.

3.2. Результаты проверки исполнения сводной  бюджетной росписи по расходам бюджета района за отчетный финансовый год по главным  распорядителям бюджетных средств.

3.3. Результаты проверки сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита районного бюджета за отчетный финансовый год – главным администратором источников финансирования дефицита районного бюджета.

4. Дефицит бюджета Чайковского муниципального района.

5. Муниципальный долг района. Государственные гарантии Чайковского муниципального района.

6. Анализ реализации межбюджетных отношений.

7. Анализ подготовки главным администратором средств районного бюджета нормативных правовых актов, необходимых для реализации решения Земского Собрания о бюджете на отчетный финансовый год, и выполнения статей решения о бюджете на отчетный финансовый год.

8. Результаты оценки качества управления муниципальными финансами главным администратором средств районного бюджета.

9. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого главным администратором средств районного бюджета, органами исполнительной власти Чайковского муниципального района.

10. Эффективность и результативность использования средств районного бюджета и собственности главных распорядителей бюджетных средств района.

11. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Чайковского муниципального района.

12. Анализ выполнения предложений Контрольно-счетной палаты, содержащихся в  представлениях и информационных письмах, направленных муниципальным органам власти по результатам проверок бюджетной отчетности за предшествующий финансовый год.

13. Выводы.

14. Предложения.

Поиск по сайту

Новое на сайте