Контрольно-счётная палата

Чайковского городского округа

Информация о  результатах проверки соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (имущества), анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности за текущий период 2019 года»


Контрольное мероприятие проведено  в отношении Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в период  с   11.11.2019 по 25.12.2019 (проверяемый период - с 01.01.2019 по 01.11.2019), в  результате которого  выявлено:

1. Проверка ведения реестра муниципального имущества:

1.1. Ведение Реестра в Управлении земельно-имущественных отношений осуществляется отделом имущественных отношений; Реестр ведется в табличном (электронном) виде без применения специализированных программных комплексов.

1.2. В нарушение пункта 5 Порядка ведения реестров №424 Реестр на бумажном носителе не ведется.

1.3. В нарушение требований статьи 16 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», установлены случаи регистрации несколько квартир под одним реестровым номером:  № 2796 - «квартиры г. Чайковский, пер. Школьная, д. 5/1, 6/1»; №4053 «5-этажное, жилое здание (площадь 4814,8) Вокзальная 1/5, в т.ч. Квартиры № 302,304,305,308,517».

1.4. В нарушение пункта 4 Порядка ведения реестров №424 Реестр не содержит отдельной информации о муниципальном имуществе:

  • отсутствуют даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество;
  • кадастровый номер муниципального недвижимого имущества у большей части муниципального имущества не указан;
  • кадастровая стоимость муниципального недвижимого имущества указана не у всех объектов;
  • реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности указаны не у всех объектов учета недвижимого имущества;
  • сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого и движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения) указаны не у всех объектов учета;
  • отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого и движимого имущества;
  • сведения о параметрах недвижимого имущества, характеризующих физические свойства объекта, указаны не у всех объектов учета;
  • адрес (местоположение) объектов недвижимого имущества указан не у всех объектов учета;

1.5. В нарушение требований пункта 6 Порядка ведения реестров №424, внесение сведений (изменений) об объектах учета в Реестр не осуществляется с 01.05.2019.

Таким образом, Управлением земельно-имущественных отношений не обеспечено соблюдение правил ведения реестра муниципального имущества и требований,  предъявляемых к системе ведения реестра, установленных Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424. Сведения содержащиеся в реестре муниципального имущества не позволяют в полной мере  определить количество  объектов имущества, их общую балансовую стоимость, проследить динамику изменений на начало и конец финансового года.

2. Проверка реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества:

2.1. В проверяемом периоде правовые основы приватизации муниципального имущества определены Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ и Положением о порядке приватизации муниципального имущества Чайковского городского округа, утвержденным решением Чайковской городской Думы от 22.05.2019 № 208.

2.2. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке приватизации муниципального имущества,  решением Думы Чайковского городского округа от 22.05.2019 года №210, утвержден прогнозный план приватизации городского округа на текущий 2019 года и на плановый период 2020-2021 годов, которым предусмотрена реализация 22 (двадцати двух) объектов муниципального имущества.

2.3. Фактическое выполнение прогнозного плана приватизации Управлением земельно-имущественных отношений за текущий период 2019 года составило 13,6% от планового показателя (план 22 объекта), осуществлена приватизация 3 объектов муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ.

3. Проверка соблюдения законодательства при предоставлении муниципального имущества по результатам проведения торгов:

3.1. В соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ и Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ в период с 01.01.2019 по 01.10.2019 Управлением земельно-имущественных отношений отчуждение муниципального имущества осуществлялась путем предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства по 3 (трем) объектам муниципальной собственности. Рыночная стоимость объектов приватизации составила 2288,333 тыс. рублей, стоимость реализованного имущества по договорами купли-продажи соответствует рыночной стоимости.

3.2. Информационное сообщение о продаже объектов муниципального имущества было опубликовано в официальном печатном издании в муниципальной газете «Огни Камы» №142-145 от 02.08.2019, т.е. с соблюдением сроков, регламентированных Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ.

3.3. Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ  и Методикой расчета ежемесячных платежей, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа, установлено, что оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.

Объявление о продаже недвижимого имущества опубликовано в муниципальной газете «Огни Камы» №142-145 от 02 августа 2019 года, ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Банком России на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества составляла 7,25% (Информационное сообщение Банка России от 26.07.2019 года), соответственно ставка рефинансирования составит 2,41667% (7,25%/3). Управлением земельно-имущественных отношений начисление процентов производится из расчета 2,4% (приложение 2 к договору №87 от 02.09.2019; № 88 от 02.09.2019; № 89 от 06.09.2019).

Контрольно-счетной палатой Чайковского городского округа в ходе контрольного мероприятия произведена проверка расчетов сумм процентов за предоставление рассрочки платежа по 3 (трем) договорам купли-продажи, в результате установлено недопоступление доходов в бюджет Чайковского городского округа в сумме  923,60 рубля.

4. Проверка соблюдения порядка предоставления имущества в аренду:

4.1. В проверяемом периоде правовые  основы  предоставления в аренду  муниципального  имущества, находящегося  в собственности Чайковского городского округа установлены Положением о порядке сдачи в аренду муниципального имущества.

4.2. За  проверяемый период (с 01.01.2019 по 30.09.2019)  Управлением земельно-имущественных отношений заключено 52 договора аренды муниципального имущества, из них 2 договора заключены по результатам  открытого аукциона.

4.3. В нарушение  пункта 1.3 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, по договорам  аренды муниципального имущества переданы объекты, не являющиеся  объектами муниципального имущества, включенными  в  Реестр муниципального имущества.

4.4. Анализ заключенных договоров аренды показал:

4.4.1. в пункте 1.1 Раздела 1 «Общие положения» договоров аренды ссылка на недействующее положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Чайковского муниципального района -  2 случая;

4.4.2. неверно сформулировано наименование договоров аренды - 8 случаев;

4.4.3. в Расчете арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора аренды,  отсутствует  подпись арендатора  – 1 случай;

4.4.4. в нарушение пункта 8 договора аренды отсутствует копия поэтажного плана здания – 4 случая;

4.4.5. определенный в пункте 1.3 договора аренды срок аренды муниципального имущества «Договор аренды заключен сроком на 5 лет с 31.01.2019 по 31.12.2019»  не может являться  согласованным сторонами;

4.4.6. дата подписания Акта приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью  договора аренды,  не соответствует  периоду действия договора – 2 случая;

4.4.7. срок аренды в договоре определен количеством часов в неделю – 82 часа и периодом с 01.11.2019 по 30.09.2020, что не соответствует условиям расчета ежемесячной арендной платы, определенным  количеством часов в месяц – 82 часа.

4.5. По мнению Контрольно-счетной палаты Чайковского городского округа, условие о расчете арендной платы  путем корректировки рыночной стоимости 1 кв.м.  прошлого периода на коэффициенты инфляции Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, противоречит требованиям первого и второго абзаца пункта 3.2 данного Положения, согласно которым размер арендной платы определяется  по результатам  оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, применение данного метода расчета арендной платы не соответствует правилам заключения договоров аренды на новый срок, определенным пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

4.6. В качестве обоснования размера арендной платы муниципального  имущества, переданного в аренду в проверяемом периоде,  Управлением земельно-имущественных отношений предоставлены Отчеты об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а так же Справки о рыночной стоимости арендной платы помещений коммерческого назначения  г.Чайковский Пермского края.

По мнению Контрольно-счетной палаты Чайковского городского округа, применение для расчета арендной платы Справок о рыночной стоимости арендной платы помещений коммерческого назначения  противоречит нормам  статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствие с которой  итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

4.7. Проверкой соблюдение порядка определения размера арендной платы установлено:

4.7.1. размер арендной платы по объекту «Нежилое подвальное помещение 15,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Азина,10»  рассчитан в отсутствии  оценки рыночной стоимости 1 кв.м. объекта: расчет произведен на основании рыночной стоимости 1 кв.м. помещений, расположенных  по адресу: ул. Азина, 31;

4.7.2. при заключении договора аренды (нежилое помещение, 41,6 кв.м., расположенное по адресу: д. З.Михайловский, ул. Пролетарская, д. 40) размер арендной платы рассчитан без учета коэффициента инфляции в регионе, установленный в утвержденных губернатором Пермского края условиях для формирования вариантов  развития основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на 2019 год (1,041), а именно: расчет произведен на основании рыночной стоимости 1 кв.м., определенной ООО «Недвижимость-Тут» на 2018 год  равной 15,0 рублей и размера арендуемой площади равной 41,6 кв.м.

4.7.3. в Расчетах арендной платы, являющихся неотъемлемой частью договоров аренды, отсутствует обоснование применяемой  при расчете стоимости  1 кв.м. арендуемого муниципального имущества: указывается стоимость 1 кв.м. фактически полученная расчетным путем с применением стоимости 1 кв.м. прошлого периода  и  корректирующих коэффициентов  инфляции в регионе за несколько лет.

4.8. В целях учета договоров аренды муниципального имущества, ведения реестра арендаторов, начисления арендной платы, учета своевременности полноты ее поступления в бюджет городского округа отделом земельно-имущественных отношений Управления земельно-имущественных отношений, используется автоматизированная система «Барс». Формируемые в автоматизированной системе «Барс» обороты по арендной плате являются первичной учетной  документацией, являющейся основанием для формирования справки начислений по договорам аренды недвижимого имущества. На основании показателей Справки по начислению по договорам аренды недвижимого имущества МКУ «Центр бухгалтерского учета» осуществляет отражение операций по начислению сумм арендной платы, а также формирования показателей дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета.

Следует отметить, что справка по начислению по договорам аренды недвижимого имущества Управления земельно-имущественных отношений не соответствует требованиям установленным статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ и пунктом 3 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н.

4.9. Установлено значительное количество договоров аренды муниципального имущества,  срок действия которых истек, а расчеты по ним не завершены, т.е. в учете числится задолженность и (или) переплата по договорам аренды недвижимого имущества, являющаяся просроченной:

по состоянию на 01.10.2019 года на учете содержится 370 договоров аренды муниципального имущества, из них 253 договора, срок действия которых истек (более 10 лет), а обязательства в части расчетов не завершены: 79 договоров с задолженностью по арендной плате в сумме 4849,851 тыс. рублей и 174 договора с задолженностью бюджета перед арендаторами в сумме 496,104 тыс. рублей (в том числе с задолженностью 0,01 рубля).

Таким образом, Управлением земельно-имущественных отношений не обеспечивается достаточный контроль  за состоянием расчетов по арендным платежам.

4.10. Установлено несоответствие итоговых показателей, указанных в справках по договорам аренды недвижимого имущества и показателях отражаемых в бюджетном учете Управления земельно-имущественных отношений за 2019 год:

1) несоответствие показателей бюджетной отчетности показателям первичной документации в части сведений о состоянии дебиторской задолженности по арендной плате по состоянию на 01.10.2019 в сумме 4073,475 тыс. рублей;

2) при пересчете итогов дебиторской задолженности установлена несопоставимость показателей размера исходящей и входящей дебиторской задолженности  2018 и 2019 года в сумме 29427,163 тыс. рублей;

3)  несоответствие показателей бюджетного учета показателям первичной документации в части начисления арендной платы за проверяемый период 2019 года в сумме 17,127 тыс. рублей.

Указанное несоответствие показателей бюджетного учета показателям первичной учетной документации, их несопоставимость между отчетными периодами  является нарушением пункта 3 Инструкции по бухгалтерскому учету №157, что приводит к недостоверности сведений о состоянии дебиторской задолженности на отчетные даты.

4.11. Установлены нарушения требований Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ и Инструкции по бухгалтерскому учету №157н:

  • в оборотно-сальдовой ведомости за апрель 2019 года отражено начисление арендной платы по договору в сумме 17,127 тыс. рублей, в справке по начислению по договорам аренды недвижимого имущества за период с 01.01.2019 - 01.04.2019 данная сумма начислений отсутствует;
  • в оборотно-сальдовой ведомости за июль 2019 года отражено сторнирование начислений арендной платы по договору в сумме минус 85,392 тыс. рублей, в справке по начислению по договорам аренды недвижимого имущества за июль 2019 года данная сумма начислений отсутствует;
  • в оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 01.11.2019 отражена оплата по арендаторам без указания даты и номера договора, в связи с чем образовалась кредиторская задолженность (переплата) в сумме 16,885 тыс.  рублей;
  • в оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 01.11.2019 по арендатору отражена кредиторская задолженность в сумме 7,696 тыс. рублей без указания даты и № договора и по данному арендатору по договору аренды отражена дебиторская задолженность в сумме 7,696 тыс. рублей;
  • в справке по начислению по договорам аренды недвижимого имущества за период с 01.01.2019 по 01.04.2019 отражено начисление по двум договорам в сумме 6,958 тыс. рублей и в сумме 7,424 тыс. рублей, в оборотно-сальдовой ведомости за апрель 2019 года отражена сумма начислений арендной платы по одному договору в размере 14,382 тыс. рублей;
  • данные по арендаторам (наименование, номер и дата договора) отраженные в справках по начислению по договорам аренды недвижимого имущества, не соответствует данным, отраженным в оборотно-сальдовых ведомостях за проверяемый период 2019 года, что приводит к недостоверности сведений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности на отчетные даты по арендаторам.

4.12. В результате неверного отражения  поступления денежных средств по договорам аренды недвижимого имущества в счет погашения арендной платы третьими лицами, в Управлении земельно-имущественных отношений образовалась кредиторская задолженность в сумме 155,941 тыс. рублей по контрагентам, с которыми отсутствуют договорные отношения.

4.13. В соответствии с требованиями пункта 4.3 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества осуществляется контроль за целевым использованием муниципального имущества, переданного в аренду  путем проведения документальных и фактических проверок (ревизий, инвентаризаций) с составлением необходимых документов (26 актов).

4.14. В нарушение пунктов 33, 381, 382 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н не ведется учет объектов неоперационной (финансовой) аренды, операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданных Управлением земельно-имущественных отношений в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением на забалансовом счете 25; отсутствует аналитический учет счета 25, формируемый в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества.

5. Проверка соблюдения порядка предоставления имущества в безвозмездное пользование:

5.1. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование регулируется Положением о порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, утвержденным решением Чайковской городской Думы от 20.03.2019 №166.

5.2. В проверяемом периоде 2019 года заключено 14 договоров безвозмездного пользования, все договоры заключены в соответствии с нормами, установленными статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ. По состоянию на 01.10.2019 года 55 объектов недвижимого муниципального имущества, общей площадью 4279,0 кв.м переданы в безвозмездное пользование.

5.3. В соответствии с требованиями пункта 2.2 Положения об Управлении земельно-имущественных отношений, пункта 5.1 Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества проверяемом периоде Управлением земельно-имущественных отношений проводились мероприятия по контролю за целевым использованием муниципального имущества, переданного в безвозмездное пользование путем проведения документальных и фактических проверок (ревизий, инвентаризаций) с составлением необходимых документов (26 актов).

5.4. В нарушение пунктов 33, 383, 384 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н в проверяемом периоде (с 01.01.2019 по 30.09.2019) не осуществлялся учет имущества, предоставленного (переданного) в безвозмездное пользование, для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением на забалансовом счете 26; отсутствовал аналитический учет в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества.

6. Проверка учета имущества казны:

6.1. Порядок формирования, учета, управления и распоряжения имуществом, входящим в состав муниципальной казны, установлен Положением о муниципальной казне Чайковского городского округа, утвержденным решением Чайковской городской Думы от 19.12.2018 № 101.

6.2. Согласно действующему на момент проведения контрольного мероприятия Реестру, размещенному на сайте администрации Чайковского городского поселения, из числящегося в составе имущества казны 2494 объекта недвижимого  имущества, балансовой стоимостью 2257208,969 тыс. рублей:

сдано в аренду 1041 объект;

передано в безвозмездное пользование 30 объектов;

передано по соглашению в концессию 31 объект;

переданы в оперативное управление 11 объектов;

жилые помещения (дома, квартиры) (соцнайм, маневренный фонд, служебное жилье, без указания принадлежности жилого помещения) 850 объектов;

нежилые помещения без указания оснований 502 объекта;

неиспользуемые нежилые помещения 29 объектов, что составляет 1,2% от общего количества объектов недвижимого имущества в составе имущества казны.

6.3. Бюджетный учет имущества казны Чайковского городского округа осуществляется  МБУ «Центр бухгалтерского учета» на основании Соглашения, ведется в системе бухгалтерского учета с использованием программы 1С:Предприятие 8.3 Бухгалтерия государственного учреждения в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н по видам имущества: недвижимое имущество; движимое имущество; нематериальные активы; непроизведенные активы; материальные запасы.

6.4. Согласно данных оборотно-сальдовых ведомостей по нефинансовым активам, по счету 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну» по состоянию на 01.10.2019 года числится 550 объектов недвижимого имущества казны балансовой стоимостью 356802,288 тыс. рублей.

В соответствии с требованиями пункта 145 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н, пункта 5.3 Положения о муниципальной казне, порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами муниципальной казны определяется учетной политикой уполномоченного органа.

Следует отметить, что в нарушение требований Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства Финансов РФ от 01.12.2010 №157н Учетная политика Управления земельно-имущественных отношений на 2019 год к проверке не представлена.

6.5. В ходе контрольного мероприятия проведено сопоставление показателей  бюджетного учета данным реестра муниципального имущества:

1) балансовая стоимость недвижимого имущества казны без учета стоимости земельных участков в соответствии с показателями Главной книги Управления земельно-имущественных отношений составляет:

- по состоянию на 01.01.2019 года 178567,107 тыс. рублей, амортизация 38060,410 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.10.2019 года 356802,289 тыс. рублей, амортизация 157770,165 тыс. рублей;

2) установлены расхождение данных бухгалтерского учета имущества казны и Реестра муниципального имущества казны на дату проведения контрольного мероприятия в количестве 1944 объекта недвижимого имущества балансовой стоимостью 1900406,672 тыс. рублей.

Таким образом, бюджетный учет не достоверно отражает стоимость муниципальной казны, данные бухгалтерского учета не соответствуют аналогичным показателям Реестра муниципального имущества казны.

7. Проверка поступления доходов от использования муниципального имущества в бюджет городского округа; анализ дебиторской и кредиторской задолженности:

7.1. В соответствии с показателями бюджетной отчетности об исполнении бюджета главным администратором доходов бюджета - Управлением земельно-имущественных отношений за 9 месяцев 2019 года поступление в бюджет городского округа доходов:

- выполнение бюджетных назначений от сдачи муниципального имущества в аренду составило 69,3% от годового плана;

- поступления от реализации иного муниципального имущества в бюджет городского округа за 9 месяцев 2019 года показал перевыполнение бюджетных назначений на 180,4%, что свидетельствует о недостаточной обоснованности прогнозных показателей доходов при планировании бюджета;

- прочие поступления доходов от использования муниципального имущества составили 88,3% от годового плана.

7.2. Плановые назначения по администрируемым доходам Управления     земельно-имущественных отношений по отдельным неналоговым доходам на 2019 год, рассчитанные при формировании бюджета в первоначальной редакции, являются заниженными и уточняются в течение очередного финансового года по факту поступления доходов. По сравнению с первоначальной редакцией бюджета (21359,500 тыс. рублей) сумма планируемых доходов  последней редакции бюджета городского округа увеличилась на 2405,100 тыс. рублей (в 2,2 раза). Причиной увеличения доходов является поступление в бюджет Чайковского городского округа дополнительных доходов от продажи выморочного имущества и досрочного погашения платежей по преимущественному праву выкупа недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.

7.3. Действительная дебиторская задолженность (без учета сумм переплаты арендаторов) по состоянию на 30.09.2019 по сравнению с показателями на 01.01.2019 увеличилась на 1603,973 тыс. рублей (на 11,3%) и составила 15797,289 тыс. рублей или 136,3% от суммы начислений арендной платы и пени за 2019 год согласно первичной учетной информации (справки по начислению арендной платы) в сумме 11592,348 тыс. рублей.

7.4. Установлено увеличение дебиторской задолженности по арендной плате нереальной к взысканию, размер которой в период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года увеличился на 17,880 тыс. рублей или на 1,5% (по состоянию на 01.01.2019 составлял в сумме 1153,291 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2019 составляет 1171,171 тыс. рублей).

7.5. Управлением земельно-имущественных отношений не осуществляется начисление пени в размере, предусмотренном условиями договоров аренды, в случае нарушения арендаторами договорных обязательств в части просрочки оплаты  арендных платежей.

7.6. Анализ состояния дебиторской задолженности по доходам бюджета от реализации муниципального имущества показал, что в проверяемом периоде дебиторская задолженность увеличилась по причине реализации имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет:

по состоянию  на 01.01.2019 года в сумме 1196,225 тыс. рублей;

по состоянию на 01.10.2019 года в сумме 1371,844 тыс. рублей.

Просроченная дебиторская задолженность и невозможная к взысканию на момент проверки отсутствует.

7.7. В рамках контрольного мероприятия проведен анализ состояния дебиторской задолженности от использования объектов муниципального имущества на основании информации, предоставляемой Управлением земельно-имущественных отношений в составе бюджетной отчетности об исполнении бюджета за 9 месяцев 2019 года и сводной годовой бюджетной отчетностью Чайковского муниципального района за 2018 год (представленных главными распорядителями бюджетных средств в рамках внешней проверки годового отчета), который показал следующее:

дебиторская задолженность, образовавшаяся по доходам от использования имущества муниципального образования «Чайковское городское поселение» и муниципального образования «Марковское сельское поселение», не передана на баланс Управления земельно-имущественных отношений, что является нарушением требований статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

7.8. Статьей 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Документов, подтверждающих передачу задолженности по доходам от использования имущества от Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и администраций сельских поселений, в ходе проведения контрольного мероприятия не представлено.

Таким образом, при ликвидации органов местного самоуправления Чайковского городского поселения, Марковского сельского поселения, план ликвидационных мероприятий, утвержденных решением Чайковской городской Думы 26.12.2018 №125, №129, №130, не выполнен в части составления передаточного акта по имущественным обязательствам.

8. Оценка претензионной деятельности:

8.1. За период с 01.01.2019 по 17.10.2019 года Управлением земельно-имущественных отношений направлены 18 уведомления о погашении задолженности в досудебном порядке на сумму задолженности 481,115 тыс. рублей, что составляет 10,0% от дебиторской задолженности по недействующим договорам, из них поступила оплата в бюджет городского округа в сумме 25,307 тыс. рублей (5,3%).

8.2. За период с 01.01.2019 по 30.09.2019 года направление исковых заявлений на погашение  задолженности по арендной плате не производилось.

Таким образом, претензионная деятельность Управления земельно-имущественных отношений по востребованию задолженности по арендной плате путем направления уведомлений не может быть признана эффективной.

9. Выборочной проверкой целевого и эффективного использования  нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности установлено:

9.1. Предоставление муниципального имущества в аренду без разрешения собственника (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.2. Размер  арендной платы по переданным помещениям установлен без учета рыночной стоимости 1 кв.м, определенной  по результатам  оценки независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.3. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимого имущества (МБУ «Стадион «Центральный», МАУК «Чайковский центр развития культуры», МБУ спортивно-оздоровительный клуб «Мастер»).

9.4. Невозмещение арендатором расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.5. Наличие фактов предоставления имущества в аренду без заключения каких-либо договоров (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.6. Несоответствие фактической площади нежилых помещений аналогичным показателям Реестра муниципального имущества (муниципальное имущество, расположенное по адресам: Приморский бульвар, 22; ул. Вокзальная, 1/5; ул. Вокзальная, 65; ул. Ленина,61/1).

9.7. Передача  в безвозмездное пользование муниципальным автономным учреждением культуры  «Чайковский центр развития культуры» 56,8% помещений по адресу: Приморский бульвар, 22 муниципальным учреждениям и некоммерческим организациям на протяжении продолжительного периода времени свидетельствует  о невостребованности данного имущества в уставной деятельности учреждения.

9.8. В Реестр муниципального имущества включен объект муниципальной собственности «Отдельно стоящее нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина,61/1, общей площадью 2595,00 кв.м» с балансовой стоимостью 2097,97049 тыс. рублей,  месторасположение которого не установлено.

 

По результатам контрольного мероприятия направлено  представление  Контрольно-счетной палаты Чайковского городского округа  в Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа  с требованиями устранения выявленных проверкой  нарушений и недопущения  аналогичных нарушений

Копия  Отчета о результатах проверки направлена в Чайковскую городскую прокуратуру.

По согласованию  с отделом экономической безопасности и противодействию коррупции копия   Отчета о результатах проверки направлена в отдел МВД России по Чайковскому городскому округу.

Направлены информационные письма  о результатах проверки главе городского округа – главе администрации Чайковского городского округа, в Думу Чайковского городского округа.

Информация   о результатах контрольного мероприятия  рассмотрена  на профильной комиссии Думы Чайковского городского округа.

 

 

Информация

о результатах проверки соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (имущества), анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности за текущий период 2019 года»

Контрольное мероприятие проведено в отношении Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в период с 11.11.2019 по 25.12.2019 (проверяемый период - с 01.01.2019 по 01.11.2019), в результате которого выявлено:

1. Проверка ведения реестра муниципального имущества:

1.1. Ведение Реестра в Управлении земельно-имущественных отношений осуществляется отделом имущественных отношений; Реестр ведется в табличном (электронном) виде без применения специализированных программных комплексов.

1.2. В нарушение пункта 5 Порядка ведения реестров №424 Реестр на бумажном носителе не ведется.

1.3. В нарушение требований статьи 16 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», установлены случаи регистрации несколько квартир под одним реестровым номером: № 2796 - «квартиры г. Чайковский, пер. Школьная, д. 5/1, 6/1»; №4053 «5-этажное, жилое здание (площадь 4814,8) Вокзальная 1/5, в т.ч. Квартиры № 302,304,305,308,517».

1.4. В нарушение пункта 4 Порядка ведения реестров №424 Реестр не содержит отдельной информации о муниципальном имуществе:

· отсутствуют даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество;

· кадастровый номер муниципального недвижимого имущества у большей части муниципального имущества не указан;

· кадастровая стоимость муниципального недвижимого имущества указана не у всех объектов;

· реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности указаны не у всех объектов учета недвижимого имущества;

· сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого и движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения) указаны не у всех объектов учета;

· отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого и движимого имущества;

· сведения о параметрах недвижимого имущества, характеризующих физические свойства объекта, указаны не у всех объектов учета;

· адрес (местоположение) объектов недвижимого имущества указан не у всех объектов учета;

1.5. В нарушение требований пункта 6 Порядка ведения реестров №424, внесение сведений (изменений) об объектах учета в Реестр не осуществляется с 01.05.2019.

Таким образом, Управлением земельно-имущественных отношений не обеспечено соблюдение правил ведения реестра муниципального имущества и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, установленных Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424. Сведения содержащиеся в реестре муниципального имущества не позволяют в полной мере определить количество объектов имущества, их общую балансовую стоимость, проследить динамику изменений на начало и конец финансового года.

2. Проверка реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества:

2.1. В проверяемом периоде правовые основы приватизации муниципального имущества определены Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ и Положением о порядке приватизации муниципального имущества Чайковского городского округа, утвержденным решением Чайковской городской Думы от 22.05.2019 № 208.

2.2. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке приватизации муниципального имущества, решением Думы Чайковского городского округа от 22.05.2019 года №210, утвержден прогнозный план приватизации городского округа на текущий 2019 года и на плановый период 2020-2021 годов, которым предусмотрена реализация 22 (двадцати двух) объектов муниципального имущества.

2.3. Фактическое выполнение прогнозного плана приватизации Управлением земельно-имущественных отношений за текущий период 2019 года составило 13,6% от планового показателя (план 22 объекта), осуществлена приватизация 3 объектов муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ.

3. Проверка соблюдения законодательства при предоставлении муниципального имущества по результатам проведения торгов:

3.1. В соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ и Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ в период с 01.01.2019 по 01.10.2019 Управлением земельно-имущественных отношений отчуждение муниципального имущества осуществлялась путем предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства по 3 (трем) объектам муниципальной собственности. Рыночная стоимость объектов приватизации составила 2288,333 тыс. рублей, стоимость реализованного имущества по договорами купли-продажи соответствует рыночной стоимости.

3.2. Информационное сообщение о продаже объектов муниципального имущества было опубликовано в официальном печатном издании в муниципальной газете «Огни Камы» №142-145 от 02.08.2019, т.е. с соблюдением сроков, регламентированных Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ.

3.3. Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ и Методикой расчета ежемесячных платежей, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа, установлено, что оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.

Объявление о продаже недвижимого имущества опубликовано в муниципальной газете «Огни Камы» №142-145 от 02 августа 2019 года, ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Банком России на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества составляла 7,25% (Информационное сообщение Банка России от 26.07.2019 года), соответственно ставка рефинансирования составит 2,41667% (7,25%/3). Управлением земельно-имущественных отношений начисление процентов производится из расчета 2,4% (приложение 2 к договору №87 от 02.09.2019; № 88 от 02.09.2019; № 89 от 06.09.2019).

Контрольно-счетной палатой Чайковского городского округа в ходе контрольного мероприятия произведена проверка расчетов сумм процентов за предоставление рассрочки платежа по 3 (трем) договорам купли-продажи, в результате установлено недопоступление доходов в бюджет Чайковского городского округа в сумме 923,60 рубля.

4. Проверка соблюдения порядка предоставления имущества в аренду:

4.1. В проверяемом периоде правовые основы предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Чайковского городского округа установлены Положением о порядке сдачи в аренду муниципального имущества.

4.2. За проверяемый период (с 01.01.2019 по 30.09.2019) Управлением земельно-имущественных отношений заключено 52 договора аренды муниципального имущества, из них 2 договора заключены по результатам открытого аукциона.

4.3. В нарушение пункта 1.3 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, по договорам аренды муниципального имущества переданы объекты, не являющиеся объектами муниципального имущества, включенными в Реестр муниципального имущества.

4.4. Анализ заключенных договоров аренды показал:

4.4.1. в пункте 1.1 Раздела 1 «Общие положения» договоров аренды ссылка на недействующее положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Чайковского муниципального района - 2 случая;

4.4.2. неверно сформулировано наименование договоров аренды - 8 случаев;

4.4.3. в Расчете арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора аренды, отсутствует подпись арендатора – 1 случай;

4.4.4. в нарушение пункта 8 договора аренды отсутствует копия поэтажного плана здания – 4 случая;

4.4.5. определенный в пункте 1.3 договора аренды срок аренды муниципального имущества «Договор аренды заключен сроком на 5 лет с 31.01.2019 по 31.12.2019» не может являться согласованным сторонами;

4.4.6. дата подписания Акта приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью договора аренды, не соответствует периоду действия договора – 2 случая;

4.4.7. срок аренды в договоре определен количеством часов в неделю – 82 часа и периодом с 01.11.2019 по 30.09.2020, что не соответствует условиям расчета ежемесячной арендной платы, определенным количеством часов в месяц – 82 часа.

4.5. По мнению Контрольно-счетной палаты Чайковского городского округа, условие о расчете арендной платы путем корректировки рыночной стоимости 1 кв.м. прошлого периода на коэффициенты инфляции Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, противоречит требованиям первого и второго абзаца пункта 3.2 данного Положения, согласно которым размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, применение данного метода расчета арендной платы не соответствует правилам заключения договоров аренды на новый срок, определенным пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

4.6. В качестве обоснования размера арендной платы муниципального имущества, переданного в аренду в проверяемом периоде, Управлением земельно-имущественных отношений предоставлены Отчеты об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а так же Справки о рыночной стоимости арендной платы помещений коммерческого назначения г.Чайковский Пермского края.

По мнению Контрольно-счетной палаты Чайковского городского округа, применение для расчета арендной платы Справок о рыночной стоимости арендной платы помещений коммерческого назначения противоречит нормам статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствие с которой итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

4.7. Проверкой соблюдение порядка определения размера арендной платы установлено:

4.7.1. размер арендной платы по объекту «Нежилое подвальное помещение 15,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Азина,10» рассчитан в отсутствии оценки рыночной стоимости 1 кв.м. объекта: расчет произведен на основании рыночной стоимости 1 кв.м. помещений, расположенных по адресу: ул. Азина, 31;

4.7.2. при заключении договора аренды (нежилое помещение, 41,6 кв.м., расположенное по адресу: д. З.Михайловский, ул. Пролетарская, д. 40) размер арендной платы рассчитан без учета коэффициента инфляции в регионе, установленный в утвержденных губернатором Пермского края условиях для формирования вариантов развития основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на 2019 год (1,041), а именно: расчет произведен на основании рыночной стоимости 1 кв.м., определенной ООО «Недвижимость-Тут» на 2018 год равной 15,0 рублей и размера арендуемой площади равной 41,6 кв.м.

4.7.3. в Расчетах арендной платы, являющихся неотъемлемой частью договоров аренды, отсутствует обоснование применяемой при расчете стоимости 1 кв.м. арендуемого муниципального имущества: указывается стоимость 1 кв.м. фактически полученная расчетным путем с применением стоимости 1 кв.м. прошлого периода и корректирующих коэффициентов инфляции в регионе за несколько лет.

4.8. В целях учета договоров аренды муниципального имущества, ведения реестра арендаторов, начисления арендной платы, учета своевременности полноты ее поступления в бюджет городского округа отделом земельно-имущественных отношений Управления земельно-имущественных отношений, используется автоматизированная система «Барс». Формируемые в автоматизированной системе «Барс» обороты по арендной плате являются первичной учетной документацией, являющейся основанием для формирования справки начислений по договорам аренды недвижимого имущества. На основании показателей Справки по начислению по договорам аренды недвижимого имущества МКУ «Центр бухгалтерского учета» осуществляет отражение операций по начислению сумм арендной платы, а также формирования показателей дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета.

Следует отметить, что справка по начислению по договорам аренды недвижимого имущества Управления земельно-имущественных отношений не соответствует требованиям установленным статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ и пунктом 3 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н.

4.9. Установлено значительное количество договоров аренды муниципального имущества, срок действия которых истек, а расчеты по ним не завершены, т.е. в учете числится задолженность и (или) переплата по договорам аренды недвижимого имущества, являющаяся просроченной:

по состоянию на 01.10.2019 года на учете содержится 370 договоров аренды муниципального имущества, из них 253 договора, срок действия которых истек (более 10 лет), а обязательства в части расчетов не завершены: 79 договоров с задолженностью по арендной плате в сумме 4849,851 тыс. рублей и 174 договора с задолженностью бюджета перед арендаторами в сумме 496,104 тыс. рублей (в том числе с задолженностью 0,01 рубля).

Таким образом, Управлением земельно-имущественных отношений не обеспечивается достаточный контроль за состоянием расчетов по арендным платежам.

4.10. Установлено несоответствие итоговых показателей, указанных в справках по договорам аренды недвижимого имущества и показателях отражаемых в бюджетном учете Управления земельно-имущественных отношений за 2019 год:

1) несоответствие показателей бюджетной отчетности показателям первичной документации в части сведений о состоянии дебиторской задолженности по арендной плате по состоянию на 01.10.2019 в сумме 4073,475 тыс. рублей;

2) при пересчете итогов дебиторской задолженности установлена несопоставимость показателей размера исходящей и входящей дебиторской задолженности 2018 и 2019 года в сумме 29427,163 тыс. рублей;

3) несоответствие показателей бюджетного учета показателям первичной документации в части начисления арендной платы за проверяемый период 2019 года в сумме 17,127 тыс. рублей.

Указанное несоответствие показателей бюджетного учета показателям первичной учетной документации, их несопоставимость между отчетными периодами является нарушением пункта 3 Инструкции по бухгалтерскому учету №157, что приводит к недостоверности сведений о состоянии дебиторской задолженности на отчетные даты.

4.11. Установлены нарушения требований Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ и Инструкции по бухгалтерскому учету №157н:

· в оборотно-сальдовой ведомости за апрель 2019 года отражено начисление арендной платы по договору в сумме 17,127 тыс. рублей, в справке по начислению по договорам аренды недвижимого имущества за период с 01.01.2019 - 01.04.2019 данная сумма начислений отсутствует;

· в оборотно-сальдовой ведомости за июль 2019 года отражено сторнирование начислений арендной платы по договору в сумме минус 85,392 тыс. рублей, в справке по начислению по договорам аренды недвижимого имущества за июль 2019 года данная сумма начислений отсутствует;

· в оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 01.11.2019 отражена оплата по арендаторам без указания даты и номера договора, в связи с чем образовалась кредиторская задолженность (переплата) в сумме 16,885 тыс. рублей;

· в оборотно-сальдовой ведомости по состоянию на 01.11.2019 по арендатору отражена кредиторская задолженность в сумме 7,696 тыс. рублей без указания даты и № договора и по данному арендатору по договору аренды отражена дебиторская задолженность в сумме 7,696 тыс. рублей;

· в справке по начислению по договорам аренды недвижимого имущества за период с 01.01.2019 по 01.04.2019 отражено начисление по двум договорам в сумме 6,958 тыс. рублей и в сумме 7,424 тыс. рублей, в оборотно-сальдовой ведомости за апрель 2019 года отражена сумма начислений арендной платы по одному договору в размере 14,382 тыс. рублей;

· данные по арендаторам (наименование, номер и дата договора) отраженные в справках по начислению по договорам аренды недвижимого имущества, не соответствует данным, отраженным в оборотно-сальдовых ведомостях за проверяемый период 2019 года, что приводит к недостоверности сведений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности на отчетные даты по арендаторам.

4.12. В результате неверного отражения поступления денежных средств по договорам аренды недвижимого имущества в счет погашения арендной платы третьими лицами, в Управлении земельно-имущественных отношений образовалась кредиторская задолженность в сумме 155,941 тыс. рублей по контрагентам, с которыми отсутствуют договорные отношения.

4.13. В соответствии с требованиями пункта 4.3 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества осуществляется контроль за целевым использованием муниципального имущества, переданного в аренду путем проведения документальных и фактических проверок (ревизий, инвентаризаций) с составлением необходимых документов (26 актов).

4.14. В нарушение пунктов 33, 381, 382 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н не ведется учет объектов неоперационной (финансовой) аренды, операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданных Управлением земельно-имущественных отношений в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением на забалансовом счете 25; отсутствует аналитический учет счета 25, формируемый в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества.

5. Проверка соблюдения порядка предоставления имущества в безвозмездное пользование:

5.1. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование регулируется Положением о порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, утвержденным решением Чайковской городской Думы от 20.03.2019 №166.

5.2. В проверяемом периоде 2019 года заключено 14 договоров безвозмездного пользования, все договоры заключены в соответствии с нормами, установленными статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ. По состоянию на 01.10.2019 года 55 объектов недвижимого муниципального имущества, общей площадью 4279,0 кв.м переданы в безвозмездное пользование.

5.3. В соответствии с требованиями пункта 2.2 Положения об Управлении земельно-имущественных отношений, пункта 5.1 Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества проверяемом периоде Управлением земельно-имущественных отношений проводились мероприятия по контролю за целевым использованием муниципального имущества, переданного в безвозмездное пользование путем проведения документальных и фактических проверок (ревизий, инвентаризаций) с составлением необходимых документов (26 актов).

5.4. В нарушение пунктов 33, 383, 384 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н в проверяемом периоде (с 01.01.2019 по 30.09.2019) не осуществлялся учет имущества, предоставленного (переданного) в безвозмездное пользование, для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением на забалансовом счете 26; отсутствовал аналитический учет в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества.

6. Проверка учета имущества казны:

6.1. Порядок формирования, учета, управления и распоряжения имуществом, входящим в состав муниципальной казны, установлен Положением о муниципальной казне Чайковского городского округа, утвержденным решением Чайковской городской Думы от 19.12.2018 № 101.

6.2. Согласно действующему на момент проведения контрольного мероприятия Реестру, размещенному на сайте администрации Чайковского городского поселения, из числящегося в составе имущества казны 2494 объекта недвижимого имущества, балансовой стоимостью 2257208,969 тыс. рублей:

сдано в аренду 1041 объект;

передано в безвозмездное пользование 30 объектов;

передано по соглашению в концессию 31 объект;

переданы в оперативное управление 11 объектов;

жилые помещения (дома, квартиры) (соцнайм, маневренный фонд, служебное жилье, без указания принадлежности жилого помещения) 850 объектов;

нежилые помещения без указания оснований 502 объекта;

неиспользуемые нежилые помещения 29 объектов, что составляет 1,2% от общего количества объектов недвижимого имущества в составе имущества казны.

6.3. Бюджетный учет имущества казны Чайковского городского округа осуществляется МБУ «Центр бухгалтерского учета» на основании Соглашения, ведется в системе бухгалтерского учета с использованием программы 1С:Предприятие 8.3 Бухгалтерия государственного учреждения в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н по видам имущества: недвижимое имущество; движимое имущество; нематериальные активы; непроизведенные активы; материальные запасы.

6.4. Согласно данных оборотно-сальдовых ведомостей по нефинансовым активам, по счету 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну» по состоянию на 01.10.2019 года числится 550 объектов недвижимого имущества казны балансовой стоимостью 356802,288 тыс. рублей.

В соответствии с требованиями пункта 145 Инструкции по бухгалтерскому учету №157н, пункта 5.3 Положения о муниципальной казне, порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами муниципальной казны определяется учетной политикой уполномоченного органа.

Следует отметить, что в нарушение требований Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства Финансов РФ от 01.12.2010 №157н Учетная политика Управления земельно-имущественных отношений на 2019 год к проверке не представлена.

6.5. В ходе контрольного мероприятия проведено сопоставление показателей бюджетного учета данным реестра муниципального имущества:

1) балансовая стоимость недвижимого имущества казны без учета стоимости земельных участков в соответствии с показателями Главной книги Управления земельно-имущественных отношений составляет:

- по состоянию на 01.01.2019 года 178567,107 тыс. рублей, амортизация 38060,410 тыс. рублей;

- по состоянию на 01.10.2019 года 356802,289 тыс. рублей, амортизация 157770,165 тыс. рублей;

2) установлены расхождение данных бухгалтерского учета имущества казны и Реестра муниципального имущества казны на дату проведения контрольного мероприятия в количестве 1944 объекта недвижимого имущества балансовой стоимостью 1900406,672 тыс. рублей.

Таким образом, бюджетный учет не достоверно отражает стоимость муниципальной казны, данные бухгалтерского учета не соответствуют аналогичным показателям Реестра муниципального имущества казны.

7. Проверка поступления доходов от использования муниципального имущества в бюджет городского округа; анализ дебиторской и кредиторской задолженности:

7.1. В соответствии с показателями бюджетной отчетности об исполнении бюджета главным администратором доходов бюджета - Управлением земельно-имущественных отношений за 9 месяцев 2019 года поступление в бюджет городского округа доходов:

- выполнение бюджетных назначений от сдачи муниципального имущества в аренду составило 69,3% от годового плана;

- поступления от реализации иного муниципального имущества в бюджет городского округа за 9 месяцев 2019 года показал перевыполнение бюджетных назначений на 180,4%, что свидетельствует о недостаточной обоснованности прогнозных показателей доходов при планировании бюджета;

- прочие поступления доходов от использования муниципального имущества составили 88,3% от годового плана.

7.2. Плановые назначения по администрируемым доходам Управления земельно-имущественных отношений по отдельным неналоговым доходам на 2019 год, рассчитанные при формировании бюджета в первоначальной редакции, являются заниженными и уточняются в течение очередного финансового года по факту поступления доходов. По сравнению с первоначальной редакцией бюджета (21359,500 тыс. рублей) сумма планируемых доходов последней редакции бюджета городского округа увеличилась на 2405,100 тыс. рублей (в 2,2 раза). Причиной увеличения доходов является поступление в бюджет Чайковского городского округа дополнительных доходов от продажи выморочного имущества и досрочного погашения платежей по преимущественному праву выкупа недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.

7.3. Действительная дебиторская задолженность (без учета сумм переплаты арендаторов) по состоянию на 30.09.2019 по сравнению с показателями на 01.01.2019 увеличилась на 1603,973 тыс. рублей (на 11,3%) и составила 15797,289 тыс. рублей или 136,3% от суммы начислений арендной платы и пени за 2019 год согласно первичной учетной информации (справки по начислению арендной платы) в сумме 11592,348 тыс. рублей.

7.4. Установлено увеличение дебиторской задолженности по арендной плате нереальной к взысканию, размер которой в период с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года увеличился на 17,880 тыс. рублей или на 1,5% (по состоянию на 01.01.2019 составлял в сумме 1153,291 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2019 составляет 1171,171 тыс. рублей).

7.5. Управлением земельно-имущественных отношений не осуществляется начисление пени в размере, предусмотренном условиями договоров аренды, в случае нарушения арендаторами договорных обязательств в части просрочки оплаты арендных платежей.

7.6. Анализ состояния дебиторской задолженности по доходам бюджета от реализации муниципального имущества показал, что в проверяемом периоде дебиторская задолженность увеличилась по причине реализации имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет:

по состоянию на 01.01.2019 года в сумме 1196,225 тыс. рублей;

по состоянию на 01.10.2019 года в сумме 1371,844 тыс. рублей.

Просроченная дебиторская задолженность и невозможная к взысканию на момент проверки отсутствует.

7.7. В рамках контрольного мероприятия проведен анализ состояния дебиторской задолженности от использования объектов муниципального имущества на основании информации, предоставляемой Управлением земельно-имущественных отношений в составе бюджетной отчетности об исполнении бюджета за 9 месяцев 2019 года и сводной годовой бюджетной отчетностью Чайковского муниципального района за 2018 год (представленных главными распорядителями бюджетных средств в рамках внешней проверки годового отчета), который показал следующее:

дебиторская задолженность, образовавшаяся по доходам от использования имущества муниципального образования «Чайковское городское поселение» и муниципального образования «Марковское сельское поселение», не передана на баланс Управления земельно-имущественных отношений, что является нарушением требований статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

7.8. Статьей 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Документов, подтверждающих передачу задолженности по доходам от использования имущества от Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и администраций сельских поселений, в ходе проведения контрольного мероприятия не представлено.

Таким образом, при ликвидации органов местного самоуправления Чайковского городского поселения, Марковского сельского поселения, план ликвидационных мероприятий, утвержденных решением Чайковской городской Думы 26.12.2018 №125, №129, №130, не выполнен в части составления передаточного акта по имущественным обязательствам.

8. Оценка претензионной деятельности:

8.1. За период с 01.01.2019 по 17.10.2019 года Управлением земельно-имущественных отношений направлены 18 уведомления о погашении задолженности в досудебном порядке на сумму задолженности 481,115 тыс. рублей, что составляет 10,0% от дебиторской задолженности по недействующим договорам, из них поступила оплата в бюджет городского округа в сумме 25,307 тыс. рублей (5,3%).

8.2. За период с 01.01.2019 по 30.09.2019 года направление исковых заявлений на погашение задолженности по арендной плате не производилось.

Таким образом, претензионная деятельность Управления земельно-имущественных отношений по востребованию задолженности по арендной плате путем направления уведомлений не может быть признана эффективной.

9. Выборочной проверкой целевого и эффективного использования нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности установлено:

9.1. Предоставление муниципального имущества в аренду без разрешения собственника (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.2. Размер арендной платы по переданным помещениям установлен без учета рыночной стоимости 1 кв.м, определенной по результатам оценки независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.3. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ отсутствует государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимого имущества (МБУ «Стадион «Центральный», МАУК «Чайковский центр развития культуры», МБУ спортивно-оздоровительный клуб «Мастер»).

9.4. Невозмещение арендатором расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.5. Наличие фактов предоставления имущества в аренду без заключения каких-либо договоров (МАУ «Спортивный комплекс «Темп»).

9.6. Несоответствие фактической площади нежилых помещений аналогичным показателям Реестра муниципального имущества (муниципальное имущество, расположенное по адресам: Приморский бульвар, 22; ул. Вокзальная, 1/5; ул. Вокзальная, 65; ул. Ленина,61/1).

9.7. Передача в безвозмездное пользование муниципальным автономным учреждением культуры «Чайковский центр развития культуры» 56,8% помещений по адресу: Приморский бульвар, 22 муниципальным учреждениям и некоммерческим организациям на протяжении продолжительного периода времени свидетельствует о невостребованности данного имущества в уставной деятельности учреждения.

9.8. В Реестр муниципального имущества включен объект муниципальной собственности «Отдельно стоящее нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина,61/1, общей площадью 2595,00 кв.м» с балансовой стоимостью 2097,97049 тыс. рублей, месторасположение которого не установлено.

По результатам контрольного мероприятия направлено представление Контрольно-счетной палаты Чайковского городского округа в Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с требованиями устранения выявленных проверкой нарушений и недопущения аналогичных нарушений

Копия Отчета о результатах проверки направлена в Чайковскую городскую прокуратуру.

По согласованию с отделом экономической безопасности и противодействию коррупции копия Отчета о результатах проверки направлена в отдел МВД России по Чайковскому городскому округу.

Направлены информационные письма о результатах проверки главе городского округа – главе администрации Чайковского городского округа, в Думу Чайковского городского округа.

Информация о результатах контрольного мероприятия рассмотрена на профильной комиссии Думы Чайковского городского округа.

Поиск по сайту

Новое на сайте