Контрольно-счётная палата

Чайковского городского округа

КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА
ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ул. К. Маркса, 22, г. Чайковский, Пермский край, 617760
ОКПО 85068713, ОГРН 1085920000319, ИНН/КПП 5920028983/592001001

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на годовой отчет об исполнении бюджета
Чайковского муниципального района за 2012 год

30.04.2013    № 30

I. Общие положения

Заключение Контрольно-счетной палаты Чайковского муниципального района на отчет об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 46, 47 Положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе[1], Порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района[2], Положения о Контрольно-счетной палате Чайковского муниципального района[3], плана работы Контрольно-счетной палаты Чайковского муниципального района на 2013 год.

При подготовке заключения использованы результаты внешней проверки отчетности главных администраторов бюджетных средств Чайковского муниципального района за 2012 год, материалы экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Чайковского муниципального района в 2012 году и первом квартале 2013 года.

Под годовым отчетом в целях внешней проверки понимаются показатели бюджетной отчетности Чайковского муниципального района по состоянию на 01 января 2013 года (формы по ОКУД 0503117[4], 0503120[5], 0503121[6],  0503123[7], 0503160[8]) и годовые формы отчета об исполнении бюджета, утвержденные решением Земского собрания Чайковского муниципального района[9] (далее – годовой отчет об исполнении бюджета)[10].

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района проводилась на предмет законности использования средств бюджета, достоверности представленной отчетности, полноты представления и правильности оформления бюджетной отчетности за 2012 год, а также сопоставление показателей исполнения бюджета за 2012 год с исполнением бюджета за 2011 год.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета проводилась на выборочной основе с применением принципа существенности и включала в себя анализ, сопоставление и оценку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, регистров бюджетного учета и сводной отчетностью Финансового управления администрации Чайковского муниципального района (органа, организующего исполнение местного бюджета) об исполнении бюджета и других материалов.

В ходе контрольного мероприятия проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности одиннадцати главных администраторов бюджетных средств, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета Чайковского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 21 декабря 2011 года № 135 «О бюджете Чайковского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части полноты представления и правильности оформления бюджетной отчетности за 2012 год, по результатам которой составлены заключения.

Основные выводы по результатам внешней проверки годового отчета:

1. Бюджет Чайковского муниципального района за 2012 год исполнен:

по доходам в сумме 1991821,8 тыс. рублей, или на 84,7 % к утвержденному общему объему  доходов бюджета год с учетом изменений;

по расходам – 2046014,615 тыс. рублей, или на 82,9 % к утвержденному общему объему расходов бюджета с учетом изменений;

с дефицитом  – 54192,815 тыс. рублей.

В сравнении с 2011 годом:

поступления доходов в бюджет Чайковского муниципального района в 2012 году увеличились на 198062,202 тыс. рублей, или на 11,0 %;

расходы бюджета Чайковского муниципального района увеличились на 360425,616 тыс. рублей, или на 21,4 %;

в 2011 году бюджет района был исполнен с профицитом – 108170,6 тыс. рублей;

процент исполнения бюджета за 2012 год по доходам ниже на 6,6 % (в 2011 году исполнение по доходам - 91,3 %), по расходам ниже на 1,0 % (в 2011 году исполнение по расходам – 83,9 %).

2. Поступления налоговых доходов в бюджет Чайковского муниципального района в 2012 году составили 454900,624 тыс. рублей, или 104,4 % к уточненному годовому плану и 108,9 % к первоначально утвержденному плану.

Уточненный годовой план перевыполнен, как в целом по налоговым доходам (104,4%), так и в разрезе каждого доходного источника.

В сравнении с 2011 годом поступления налоговых доходов в 2012 году снизились на 333613,111 тыс. рублей или на 42,3 % (2011 год поступления - 788513,735 тыс. рублей).

Основную долю налоговых доходов (70,7 %) составляет налог на доходы физических лиц. Поступления этого налога в 2012 году составили 321659,767 тыс. рублей, или 101,2 %. В сравнении с 2011 годом поступления налога на доходы физических лиц в 2012 году снизились на 10015,878 тыс. рублей, или на 3,0 %.   Согласно пояснительной записке (ф. по ОКУД 0503164) основными причинами перевыполнения годового плана явился рост фонда оплаты труда на крупных и средних предприятиях района на 13,2 % (среднемесячная зарплата по сравнению с 2011 годом возросла на 15,4 % и составила 23743,4 рублей) и увеличением налогооблагаемой базы с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и положительные результаты работы межведомственной комиссии по обеспечению устойчивости социально-экономического положения Чайковского муниципального района.

Также, одними из основных доходных источников бюджета Чайковского муниципального района в 2012 году явились такие налоговые доходы как:

транспортный налог (17,7 % в объеме налоговых доходов), поступления которого составили 80572,718 тыс. рублей, или 112,2 % к уточненному годовому плану, первоначально утвержденный  план в течение года не корректировался (в сравнении с 2011 годом поступления увеличились на 10662,318 тыс. рублей, или на 15,3 %), согласно пояснительной записке (ф. по ОКУД 0503164) основной причиной перевыполнения годового плана стало поступление дополнительных сумм от снижения задолженности (недоимка, пени, штрафы) по данному налогу за отчетный год в сумме 8450,0  тыс. рублей;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (10,1 %  в объеме налоговых доходов), поступления которого составили 45977,411 тыс. рублей, или 116,3 процента к уточненному годовому плану, первоначально утвержденный  план в течение года не корректировался (в сравнении с 2011 годом поступления увеличились на 6053,776 тыс. рублей, или на 15,2 %), согласно пояснительной записке (ф. по ОКУД 0503164) рост поступлений обусловлен увеличением количества плательщиков, применяющих данную систему налогообложения и уменьшением количества «нулевых» деклараций, представляемых в налоговый орган.

3. Поступления неналоговых доходов в бюджет Чайковского муниципального района в 2012 году составили 77434,935 тыс. рублей, или 110,1 % к уточненному годовому плану и 110,2 % к первоначально утвержденному плану. В сравнении с 2011 годом поступления неналоговых доходов в 2012 году снизились на 1647,84 тыс. рублей, или на 2,1 % (поступления в 2011 году – 79082,775 тыс. рублей).

Уточненный годовой план не исполнен:

1) по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды на сумму 3808,07 тыс. рублей (при уточненном плане 32941,1 тыс. рублей исполнение составило 29133,032 тыс. рублей, или 88,4 %). В сравнении с 2011 годом поступления по данному доходному источнику снизились на 3,8 %, или на 1163,008 тыс. рублей).

Согласно пояснительной записке к отчету (ф. по ОКУД 0503164), причиной неисполнения плановых назначений послужило: непоступление доходов от продажи права аренды земельного участка под комплексное освоение в целях жилищного строительства в 8 микрорайоне г. Чайковского по аукциону, состоявшемуся 28.12.2012 года (платеж поступил в 2013 году), прекращением договоров аренды в связи с выкупом земельных участков, рост дебиторской задолженности по арендным платежам по крупным арендаторам ООО «ПМК», ООО «РСУ-6». Следует отметить, что при планировании бюджета на 2012 год по данному доходному источнику был принят целевой показатель снижения задолженности по платежам в бюджет от арендной платы за предыдущие периоды в сумме 5716,95 тыс. рублей, фактически задолженность за отчетный год возросла на 483,1 тыс. рублей и составила по состоянию на 01.01.2013 года 15552,1 тыс. рублей, что свидетельствует о недостижении целевых показателей исполнения бюджета и недостаточной эффективности администрирования доходов главным администратором доходом – Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района.

2) по доходам от сдачи в аренду имущества не исполнен годовой план в сумме 4429,528 тыс. рублей (при плане 13524,4 тыс. рублей исполнение составило 9094,872 тыс. рублей, или 67,2 %). В сравнении с 2011 годом поступления по данному доходному источнику снизились на 178,387 тыс. рублей, или 1,9 %. Согласно пояснительной записке к отчету (ф. по ОКУД 0503164), основной причиной неисполнения плановых назначений явилось расторжение договоров аренды помещений, находящихся в неудовлетворительном состоянии. При проверке достоверности указанной причины установлено, что согласно отчетным показателям формы Г-6 «Реестр муниципальной собственности Чайковского муниципального района», представленной Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района, в течение 2012 года было расторгнуто 6 договоров аренды на общую сумму 267,753 тыс. рублей, поэтому причина неисполнения, указанная в пояснительной записке к отчету не является существенной, влияющей на неисполнение доходов от сдачи в аренду имущества. Кроме того, при планировании бюджета на 2012 год по данному доходному источнику был принят целевой показатель снижения задолженности по платежам в бюджет от арендной платы за предыдущие периоды в сумме 2466,4 тыс. рублей, фактически задолженность за отчетный год возросла на 1358,95 тыс. рублей и составила по состоянию на 01.01.2013 года 7997,2 тыс. рублей, что свидетельствует о недостижении целевых показателей исполнения бюджета и недостаточной эффективности и результативности администрирования доходов главным администратором доходом – Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района.

По остальным неналоговым доходам план перевыполнен.

В целом перевыполнение плановых назначений по неналоговым доходам в объеме 7133,804 тыс. рублей сложилось за счет поступления:

доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на сумму 4687,741 тыс. рублей, перевыполнение возникло в связи с тем, что поступления по данному доходному источнику первоначально не планировались и в дальнейшем при их поступлении, прогнозные показатели по доходам не уточнялись, следует отметить что данный доходным источник сложился из доходов от платным услуг, оказываемых муниципальным казенным учреждением «УКС» в сумме 498,3 тыс. рублей и в соответствии с требованиями статьи 32 Бюджетного кодекса РФ, поступление доходов должно планироваться при формировании и исполнении бюджета, также по данному доходному источнику поступили средства от учреждений по результатам ревизий Минфина ПК в сумме 3396,3 тыс. рублей, подлежащих перечислению в бюджет Пермского края, т.е. данные поступления не влияют на пополнение доходов бюджета района бюджета;

доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 2171,903 тыс. рублей, перевыполнение возникло в связи с тем, что по данному доходному источнику не учтено повышение размера платы с 01.01.2012 года за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от сжигания попутного нефтяного газа и при исполнении бюджета плановые назначения в течение года не уточнялись;

доходов от  реализации имущества на сумму 3917,988 тыс. рублей, перевыполнение сложилось за счет дополнительных поступлений от приватизации трех объектов недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, не учтенных при формировании бюджета на 2012 год и при исполнении бюджета плановые назначения в течение года не уточнялись;

доходов от продажи земельных участков на сумму 1535,322 тыс. рублей, перевыполнение возникло от продажи ранее арендованных земельных участков и не запланированных к их продаже в 2012 году;

доходов от поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба в сумме 2146,122 тыс. рублей, перевыполнение сложилось в связи с увеличением количества административных нарушений;

доходов от платежей от муниципальных унитарных предприятий в сумме 107,222 тыс. рублей, при этом следует отметить, что  согласно отчета (форма № Г-7.1) деятельность МУП «Оскар» за 2012 год убыточна (убыток – 189,0 тыс. рублей), имеется задолженность у отдельных муниципальных предприятий по перечислениям в бюджет платежей, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении объектами муниципальной собственности и недопоступлении средств в бюджет района.

При проверке полноты поступления доходов за 2012 год не поступили в бюджет района дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, причина не поступлений имеет объективный характер (убыточность предприятий, решение акционеров и участников обществ о нераспределении дивидендов или прибыли по результатам 2011 года), за исключением ООО «Центральный рынок» по которому информация о прибыли за 2011 год не представлена, при этом доля участия Чайковского муниципального района в капитале данной организации составляет 52,4 %.

Также при проверке установлено недопоступление средств в бюджет района (ущерб бюджету), так как, Комитетом по управлению имуществом не начисляется и не взимается плата за наем жилых  помещений, в том числе служебных, находящихся в собственности Чайковского муниципального района.

4. Бюджет Чайковского муниципального района имеет значительный резерв пополнения доходов в виде поступления задолженности прошлых лет в сумме 56667,24 тыс. рублей. Общая сумма задолженности по платежам в бюджет Чайковского муниципального района по состоянию на 01.01.2013 составила 60918,17 тыс. рублей. В сравнении с началом года задолженность возросла на 987,69 тыс. рублей, или на 1,6 % (на 01.01.2012 сумма задолженности составляла 59930,48 тыс. рублей), динамика увеличения задолженности произошла по всем налоговым и неналоговым доходам, зачисляемым в бюджет Чайковского муниципального района, за исключением доходов, получаемых от продажи материальных активов, по которым задолженность снизилась на 10010,55 тыс. рублей.

5. Расходы бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год  исполнены в объеме 2046014,615 тыс. рублей, или на 82,9 % к уточненным бюджетным ассигнованиям, утвержденных решением о бюджете на 2012 год (2467954,073 тыс. руб.) и в таком же размере, на 82,9 % к показателям сводной бюджетной росписи (далее – годовой план), в том числе расходы, осуществляемые за счет средств:

бюджета района в объеме  811656,168 тыс. рублей, или на 99,1 % к годовому плану;

федерального и краевого бюджета в объеме 1213840,272 тыс. рублей или 74,7 % к годовому плану;

бюджетов поселений в объеме 20518,175 тыс. рублей, или на 86,8 % к годовому плану.

В сравнении с 2011 годом расходы бюджета Чайковского муниципального района  увеличились на 360425,616 тыс. рублей, или на 21,4 % (2011 год – 1685589,0 тыс. рублей), при этом, осуществляемые за счет:

средств бюджета района снизились в объеме  142529,112 тыс. рублей, или на 14,9 % (2011 год – 954185,28 тыс. рублей);

средств из других уровней бюджета увеличились в объеме 502954,728 тыс. рублей, или на 68,7 % (2011 год – 731403,719 тыс. рублей).

6. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 422016,702 тыс. рублей или 17,1 процента к годовому плану, в том числе из средств бюджета района в объеме  7001,902 тыс. рублей, из средств других уровней бюджетов и прочих источников - 415014,8 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке основными причинами неисполнения бюджета являются:

- нераспределенный остаток регионального фонда софинансирования расходов – 121030,8 тыс. рублей;

- несвоевременное освоение доли местного бюджета – 33948,093 тыс. рублей,

- позднее поступление средств краевого бюджета на реализацию региональных приоритетных и инвестиционных проектов – 27231,681 тыс. рублей;

- средства по инвестиционным проектам не утверждены Правительством ПК – 56782,01 тыс. рублей;

- непоступление средств дорожного фонда Пермского края – 32958,3 тыс. рублей;

- несвоевременное выполнение работ подрядчиками – 3860,883 тыс. рублей,

- экономия от проведения конкурсных процедур – 10053,68 тыс. рублей,

- экономия средств от администрирования государственных полномочий – 3628,253 тыс. рублей;

- отсутствие потребности в финансировании – 2145,544 тыс. рублей;

- срок исполнения обязательств по договорам наступает в 2013 году – 43658,257 тыс. рублей;

- прочие причины.

Среди объективных причин неисполнения бюджета можно считать: позднее поступление средств краевого бюджета, отсутствие финансирования краевого бюджета из средств дорожного фонда, исполнение обязательств по договорам в 2013 году, нераспределенный остаток ФСР, экономия средств от администрирования государственных полномочий и проведения конкурсных процедур (всего на сумму 238560,973 тыс. рублей). Остальные причины неисполнения бюджета нельзя назвать объективными в связи с тем, что у главных распорядителей средств бюджета района на момент утверждения бюджета и в процессе исполнения бюджета имелась реальная возможность освоения средств в полном объеме.

Наибольший объем неисполнения расходов в сумме – 422016,702 тыс. рублей приходится на восемь главных распорядителей бюджетных средств:

-Финансовое управление – 233752,888 тыс. рублей (исполнение 51,5%);

-Администрацию района – 115309,644 тыс. рублей (исполнение 61,9 %);

-Комитет по молодежной политике – 32194,133 тыс. рублей (исполнение 75,9 %);

-Управление общего и профессионального образования – 31694, тыс. рублей (исполнение 97,2 %);

-Управление здравоохранения – 3460,975 тыс. рублей (исполнение 98,3 %);

-Управление культуры и искусства – 2731,916 тыс. рублей (исполнение 96,0 %);

-Комитет по управлению имуществом – 2079,119 тыс. рублей (исполнение 89,6 %);

- Управление сельского хозяйства – 793,236 тыс. рублей (исполнение 99,3 %).

7. Приоритетным направлением расходования средств бюджета Чайковского муниципального района в отчетном периоде, как и в предыдущие годы, являлось финансирование отраслей социального блока.

В бюджете Чайковского муниципального района на 2012 год расходы на эти цели утверждены в объеме 1932440,817 тыс. рублей, что составляет 78,3 % в структуре расходов бюджета района.

Исполнение расходов по отраслям социального блока составило 1792869,987 тыс. рублей (87,6 % в структуре расходов бюджета), или 92,8 % к уточненному годовому плану.

Наибольший удельный вес в расходах социального блока составляют расходы на:

образование – 53,5 % (1094394,88 тыс. рублей);

социальную политику - 16,7 % (341119,7 тыс. рублей);

здравоохранение – 9,6 % (196168,66 тыс. рублей).

физическую культуру и спорт – 6,8 % (138944,43 тыс. рублей).

культуру и кинематографию – 1,1 % (22242,32 тыс. рублей).

8. Проверкой установлено расхождение в сумме 77,243 тыс. рублей по расходам бюджета  между плановыми показателями бюджета на 2012 год, утвержденными решением Земского собрания Чайковского муниципального района  от 21 декабря 2011 года № 135 «О бюджете Чайковского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с учетом изменений) и сводной бюджетной росписью бюджета Чайковского муниципального района по  состоянию на 31 декабря 2012 года, что является несоблюдением требований статьи 40 Положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе, статьи 28 решения Земского собрания Чайковского муниципального района  от 21 декабря 2011 года № 135 «О бюджете Чайковского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

9. В 2012 году муниципальное задание на оказание 44  муниципальных услуг было размещено в  89 муниципальных бюджетных и автономных учреждениях. Кроме этого  установлены муниципальные задания на 6 услуг на проведение социально значимых мероприятий по содействию ветеранскому движению, поддержке инвалидов, развитию удмуртской и татаро-башкирской культур, которые оказывали 5 общественных организаций.

Уточненный годовой план расходов на оказание муниципальных услуг за счет средств Чайковского муниципального района в 2012 году составил 1027564,356 тыс. рублей, фактическое исполнение – 1027562,562 тыс.рублей (99,99 %). Согласно представленной информации о выполнении планового задания на оказание муниципальных услуг в социальной сфере за 2012 год не выполнены плановые задания по семи услугам.

При проведении в 2012 году Контрольно-счетной палатой проверки обоснованности формирования стоимости муниципальных услуг и выполнения муниципальных заданий муниципальными образовательными учреждениями установленных Управлением общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района за 2011 год  и текущий период 2012 года (9 месяцев) установлены существенные нарушения порядка оказания и контроля за оказанием муниципальных услуг, порядка внесения изменений в плановое задание и стоимость услуг, составление отчетности, невыполнение плановых заданий по муниципальным услугам за 2012 год на сумму 1628,3 тыс. рублей, неправомерное использование субсидий за 2011 год на сумму 424,8 тыс. рублей. Выявленные нарушения свидетельствует о недостаточном контроле со стороны главного распорядителя бюджетных средств за исполнением муниципальных заданий и  объемом, предоставляемых из бюджета района субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.

10. Безвозмездные поступления в бюджет Чайковского муниципального района составили 1459486,241 тыс. рублей, что составило 79,1 % от уточненных плановых назначений, из них:

средства федерального и краевого бюджета – 1396348,031 тыс. рублей (в том числе дотации краевого бюджета – 254976,6 тыс. рублей);

средства поселений района  -  23645,43 тыс. рублей;

прочие безвозмездные поступления - 39492,78 тыс. рублей;

В сравнении с 2011 годом объем поступлений в 2012 году увеличился на 533323,153 тыс. рублей.

Объем расходов за счет средств федерального и краевого бюджета  составил 1213840,272 тыс. рублей, или 94,1 % от объема поступлений (без учета дотаций).

11. Финансирование муниципальных целевых программам за 2012 год составило из бюджета района в сумме 63647,2 тыс. рублей, или на 94,9 % от плановых показателей, предусмотренных решением о бюджете. В сравнении с 2011 годом финансирование целевых муниципальных программ (восемь программ) возросло на 42401,593 тыс. рублей или в 2,7 раза (кассовые расходы за 2011 год -  21245,607 тыс. рублей).

Контрольно-счетная палата ежегодно на проект бюджета отмечает в своих заключениях о том, что объем ассигнований, предусматриваемых в решении о бюджете района на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ, значительно ниже ассигнований, планируемых на этот же период в самих программах, при этом целевые показатели реализации программ не корректируются, что ведет к неисполнению ключевых целевых индикаторов, недостижению конечных целей, сводя тем самым цель программного планирования практически к нулю.

Так ассигнования, предусмотренные в решении о бюджете на 2012 год на реализацию программ, были занижены относительно показателей, утвержденных в программах, на 93736,1 тыс. рублей, или 58,3 %. Несмотря на то, что в течение года многие программы корректировались, плановые назначения в них так и небыли приведены в соответствие с ассигнованиями в решении о бюджете.

В рамках внешней проверки КСП проведен сравнительный анализ данных, представленных отделом экономики администрации района о степени достижения целевых показателей и уровнем финансирования программ.  Проведенный анализ показал, что при низком уровне финансирования программ показатели эффективности реализации программ достигают намного большее значение, установленных в программах (показатели эффективности достигают 150-200 %) и, наоборот, показатель эффективности ниже уровня финансирования, из чего можно сделать следующие выводы:

-об отсутствии взаимосвязи между уровнем финансирования программ и достижением предусмотренных ими показателей эффективности, что может свидетельствовать либо о необоснованном планировании в программах финансовых ресурсов для достижения показателей, либо о некорректном выборе самих показателей эффективности;

-о несовершенстве применяемой оценки степени достижения показателей.

12. Средства бюджета, предусмотренные на реализацию приоритетных региональных проектов исполнены в объеме 199933,192 тыс. рублей, или на 79,4 % к годовому плану, в том числе расходы, осуществляемые за счет средств:

бюджета района в объеме 48725,913 тыс. рублей, или на 100,0 %;

краевого бюджета в объеме 152267,859 тыс. рублей, или 75,0 % к годовому плану.

Объем неисполненных бюджетных ассигнований краевого бюджета составил 50690,645 тыс. рублей или 25,0 % к годовому плану. Не исполнены средства по реализации ПРП «Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы в сумме 7032,9 тыс. рублей (исполнение - 23,2 %), «Муниципальные дороги» в сумме 19784,0 тыс. рублей (исполнение – 4,7 %), «Новая школа» в сумме 23876,7 тыс. рублей (исполнение – 80,9 %).

13. Объем бюджетных ассигнований на реализацию трех федеральных и семи краевых долгосрочных программ утвержденный в сумме  128470,62 тыс. рублей исполнен в объеме 92845,57 тыс. рублей, или на 72,3 % к годовому плану. Объем неисполненных бюджетных ассигнований федерального и краевого бюджета составил 25625,05 тыс. рублей.

14. Исполнение по бюджетным инвестициям из бюджета района в объекты капитального строительства (реконструкции) составило 4086,269 тыс. рублей (0,5  процента в общем объеме расходов бюджета района), или 53,7 % к уточненному годовому плану (7615,117 тыс. рублей). В сравнении с 2011 годом кассовые расходы по объектам строительства (реконструкции) из средств бюджета района за 2012 год возросли на 2589,102 тыс. рублей, или в 1,6 раза больше, чем  за  2011 год (2011 год – 1497,167 тыс. рублей).

На реализацию пяти объектов в бюджете района планом предусмотрено долевое финансирование из средств краевого бюджета в сумме 35081,531 тыс. рублей, освоение которых составило 3583,13 тыс. рублей, или 10,2 % годового плана.

Согласно отчету об исполнении расходов Чайковского муниципального района по объектам строительства (реконструкции) за 2012 год (форма Г-12):

по трем объектам работы по разработке ПСД выполнены в полном объеме, но освоение средств ниже 100 % по объективным причинам: ПСД строительства ФОК СОШ № 3 – 65,9 % (911,372 тыс. рублей); ПСД реконструкции крыши МБУ «Дворец молодежи» - 94,8 % (94,845 тыс. рублей), ПСД реконструкции помещения кухни с устройством тамбура в здании ДОУ № 10 – 93,5 % (15,418 тыс. рублей), следует отметить, что работы по подготовке ПСД строительства ФОК СОШ № 3 не могут быть признаны эффективными, так как, плановый срок окончания работ по разработке ПСД – 2009 год;

по двум объектам работы выполнены частично: реконструкция МА ДОУ ЦРР детский сад «Улыбка» - освоение средств 95,8 % (4711,062 тыс. рублей), готовность объекта – 98 %; реконструкция крыши МБОУ СОШ с. Сосново – освоение средств районного бюджета – 50,7 % (458,844 тыс. рублей), готовность объекта 19 %;

по трем объектам работы не выполнены в полном объеме в связи с окончанием срока исполнения работ 2013 год,  кассовые расходы по ним произведены частично: разработка ПСД и строительство пандуса с устройством парковки здания администрации района – освоение средств 59,0 % (730,709 тыс. рублей); реконструкция крыши МБУЗ «Фокинская участковая больница» - освоение средств районного бюджета – 48,1 % (185,945 тыс. рублей), средства краевого бюджета – 0% (2845,461 тыс. рублей); ПСД реконструкции котельной МБОУ «Фокинская средняя школа» - освоение средств – 7,5 % (5,826 тыс. рублей);

по остальным пяти объектам работы не выполнены, при этом произведены расходы из бюджета района, которые не могут быть признаны результативными и эффективными в сумме 624,561 тыс. рублей, из них:

- реконструкция здания детского отделения МЛПУ «ЦГБ» под лабораторный корпус (ПСД) – кассовые расходы 285,585 тыс. рублей, плановый срок разработки ПСД по договору – февраль 2011 года, на конец 2012 года работы по разработке ПСД не выполнены;

- разработка ПСД на строительство МДОУ с. Фоки – кассовые расходы 17,512 тыс. рублей, плановый срок выполнения работ – сентябрь 2011 года, на конец 2012 года ПСД не разработана;

- реконструкции МДОУ детский сад № 9 – кассовые расходы 314,695 тыс. рублей (освоение средств районного бюджета - 62,6 %), плановый срок выполнения работ 2009 год, на конец 2012 года разработана только ПСД;

- реконструкция дошкольного учреждения № 15 – кассовые расходы не производились, сумма дебиторской задолженности 2011 года 173,4 тыс. рублей, в 2012 году к работам не приступали;

-   реконструкции МДОУ детский сад № 26 (ПСД) – кассовые расходы 6,769 тыс. рублей (освоение средств районного бюджета 1,4 %), плановый срок выполнения работ 2009 год, сумма дебиторской задолженности 2011 года 203,4 тыс. рублей, на конец 2012 года ПСД не разработана.

Проверкой бюджетной отчетности по использованию бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства установлено:

1) бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) Чайковского муниципального района за 2012 год в форме капитальных вложений при составлении и исполнении бюджета  не могут быть признаны результативными и эффективными, так как не достигнуты заданные результаты с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, т.о. использование бюджетных ассигнований на разработку ПСД срок исполнения по которым истек и работы на конец 2012 года не исполнены, в соответствии со статьей 34 БК РФ, являются нерезультативными и неэффективными на сумму 624,561 тыс. рублей.

2) в нарушение требований статьи 79 Бюджетного кодекса РФ без утверждения инвестиционного проекта использованы бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций по разработке ПСД и реконструкции помещения кухни с устройством тамбура в здании ДОУ № 10 в сумме 15,418 тыс. рублей.

15. В ходе внешней проверки проверена бюджетная отчетность 11 главных администраторов бюджета района и выборочная проверка бюджетной отчетности подведомственных им учреждений. По результатам проверки составлены заключения о результатах проведенных проверок, которые направлены проверяемой стороне.

Проверкой установлены существенные нарушения порядка составления и представления годовой бюджетной отчетности[11] и ведения бюджетного учета[12], установлено значительное число случаев недостоверности показателей отчетности, представленной главными администраторами бюджетных средств. Основные нарушения, установленные проверкой, описаны в разделе VI настоящего заключения.

Проверкой отчетности главных администраторов средств бюджета района установлены нарушения составления отчетности, повлекшие количественные искажения (ошибки, пропуски, несоответствие межформенных соотношений) при формировании показателей отчетности в общей сумме 78625,353 тыс. рублей, которые оказали влияние на достоверность консолидированной отчетности об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год.

16. Проверкой отчетности Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района, установлено, что в проверяемом периоде МБУ «Консультационно-методический центр» за счет средств субсидий, предоставленных из бюджета Чайковского муниципального района на иные цели,  приобретен легковой автомобиль ИЖ 27175 стоимостью 290,000 тыс. рублей. В нарушение требований статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» администрацией района данная субсидия предоставлена без уменьшения муниципального задания МБУ «Консультационнно-методический центр». Кроме того, данные расходы не могут быть признанными результативными и эффективными, так как, приобретенный бюджетным учреждением  автомобиль 01.08.2012 года изъят из оперативного управления и безвозмездно передан учредителю - в Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района.  Таким образом, приобретение автомобиля бюджетным учреждением, с последующей его передачей учредителю является фактом использования средств субсидий бюджетного учреждения на нужды органа местного самоуправления – Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района.

17. В рамках внешней проверки исполнения бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год, в целях проверки полноты учета муниципального имущества в муниципальных учреждениях и его соответствия показателям Единого реестра муниципальной собственности МО «Чайковский муниципальный район», в нарушение Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» Комитетом по управлению имуществом  администрации Чайковского муниципального района реестр муниципальной собственности  на бумажной носителе не ведется, на момент проведения проверки реестр на электронном носителе отсутствует. В связи с отсутствием соответствующих документов, подтвердить достоверность отражения в отчетности наличия и состояния имущества, находящегося в собственности МО «Чайковский муниципальный район» в рамках внешней проверки годового отчета  не возможно, в связи с отсутствием его учета в установленном нормативными правовыми актами порядке.

18. В ходе проверки установлено несоответствие показателей сводной бюджетной муниципального района отчетности суммированным результатам показателей отчетности главных администраторов бюджетных средств района по следующим формам отчетности:

«Отчет об исполнении бюджета за 2012 год» (ф. по ОКУД 0503117)  несоответствие показателей в сумме 2177,144 тыс. рублей;

«Отчет о финансовых результатах деятельности за 2012 год» (ф. по ОКУД 0503121) несоответствие показателей в сумме 16744,89  тыс. рублей.

19. Внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета района показали на недостаточный  ведомственный финансовый контроль в 2012 году, о чем свидетельствует многочисленные нарушения, установленные в результате проверки.

20. Таким образом, внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год установлены нарушения бюджетного законодательства:

- по соблюдению порядка составления и представления годовой бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, повлекшие количественные искажения (ошибки, пропуски, несоответствие межформенных соотношений) при формировании показателей отчетности в общей сумме 78625,353 тыс. рублей, которые оказали влияние на достоверность консолидированной отчетности об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год и несоответствие показателей сводной бюджетной отчетности суммированным результатам показателей отчетности главных администраторов бюджетных средств в сумме 5196,33 тыс. рублей.

- нарушение требований статьи 79 Бюджетного кодекса РФ по предоставлению бюджетных инвестиций в сумме 15,418 тыс. рублей;

- нерезультативное и неэффективное использование средств бюджета в сумме 914,561 тыс. рублей;

- нарушение требований статьи 40 Положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе;

- несоблюдение требований ведения бюджетного учета по нефинансовым активам (муниципальной собственности).

На основании выше изложенного Контрольно-счетная палата рекомендует.

1. Администрации Чайковского муниципального района:

1.1. Принять необходимые меры для исполнения бюджета Чайковского муниципального района в 2013 году в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.2. Привести в соответствие с требованиями законодательства ведение бюджетного учета по нефинансовым активам Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района.

1.3. Внести изменение в статью 40 Положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе о внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований, поступивших от других уровней бюджета в конце финансового года без внесения изменений в решение о бюджете района.

1.4. Усилить ведомственный контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета Чайковского муниципального района.

1.5. С целью недопущения количественных искажений (ошибки, пропуски, несоответствие межформенных соотношений) при составлении отчетности применить электронную автоматизированную систему составления и сдачи отчетности.

1.6. Рассмотреть вопрос о пересмотре порядка проведения и критерии оценки эффективности муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ.

2. Главным распорядителям средств бюджета Чайковского муниципального района.

2.1. Годовую бюджетную отчетность формировать в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.2. Бюджетный учет осуществлять в соответствии инструкцией по ведению бюджетного учета.

2.3. Формирование бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений формировать в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

2.4. Усилить ведомственный контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета Чайковского муниципального района, составлением бюджетной отчетности, ведением бюджетного и бухгалтерского учета получателями средств бюджета района.

Заключение.

По итогам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района Контрольно-счетная палата подтверждает достоверность основных параметров отчета об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год.

Годовой отчет об исполнении бюджета Чайковского муниципального района за 2012 год рекомендуется к утверждению Земским собранием Чайковского муниципального района с учетом настоящего заключения.

Председатель

Контрольно-счетной палаты Л.А. Терентьева


[1] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 26.09.2007 № 319  «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе»;

[2] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 25.03.2010 № 712;

[3] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 30.01.2008 № 370  «О Контрольно-счетной палате Чайковского муниципального района»;

[4] Отчет об исполнении бюджета Чайковского муниципального района на 01.01.2013;

[5] Баланс исполнения бюджета Чайковского муниципального района на 01.01.2013

[6] Отчет о финансовых результатах деятельности Чайковского муниципального района на 01.01.2013;

[7] Отчет о движении денежных средств Чайковского муниципального района на 01.01.2013;

[8] Пояснительная записка;

[9] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 27.02.2013 № 335 «Об утверждении годовых форм представления отчетов об исполнении бюджета Чайковского муниципального района»;

[10] Годовой отчет об исполнении бюджета представлен администрацией Чайковского муниципального района  01 апреля 2013 года (что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному пунктом 3 статьи 264.4 Бюджетного Кодекса РФ и пункту 2 статьи 47 Положения о бюджетном процессе в Чайковском муниципальном районе);

[11] Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

[12] Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению»;