Информация о результатах проведения контрольного мероприятия по теме: "Проверка законного использования имущества, находящегося в собственности Чайковского муниципального района, анализ дебиторской и кредиторской задолженности за использование муниципальной собственности за 2013, 2014 годы и текущий период 2015 года"
В соответствии пунктом 2.7 Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год, утвержденного решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 26.12.2014 №11, Контрольно-счетной палатой Чайковского муниципального района проведена проверка законного использования имущества, находящегося в собственности Чайковского муниципального района, анализ дебиторской и кредиторской задолженности за использование муниципальной собственности за 2013, 2014 годы и текущий период 2015 года.
Контрольное мероприятие проведено с целью определения законности и эффективности системы управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Чайковский муниципальный район", анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности от использования муниципального имущества.
Проверкой установлено следующее:
1. Установлено неэффективное (нерезультативное) использование средств бюджета муниципального района в сумме 27822,00 рублей, направленных на проведение оценки объектов муниципального имущества, подлежащих приватизации, по которым срок действия проведенной оценки истек, а договор купли-продажи не был заключен по причине отсутствия заявителей. Использование средств бюджета не эффективно (не результативно) является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Установлено нарушение норм, установленных Гражданским кодексом РФ (статьи 809, 823, 488, 489), при начислении процентов на сумму предоставленной рассрочки по оплате стоимости имущества по договорам купли-продажи, заключенными с субъектами малого и среднего предпринимательства, что привело к недопоступлению доходов в бюджет Чайковского муниципального района в сумме 79853,12 рублей.
3. Проверка выполнения прогнозного плана приватизации муниципального имущества по состоянию на 01.06.2015 установила:
прогнозный план приватизации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, предусматривающий реализацию 19 объектов муниципального имущества, выполнен на 73% (14 объектов);
прогнозный план приватизации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, предусматривающий в 2015 реализацию 7 объектов муниципального имущества, не выполнен; объекты муниципального имущества, планируемые к реализации в плановом периоде 2016 и 2017 годов, отсутствуют.
4. Установлено нарушение Порядка ведения реестра муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424:
группировка информации, содержащейся в реестре муниципальной собственности Чайковского муниципального района, не соответствует установленным требованиям;
реестр муниципального имущества Чайковского муниципального района не содержит обязательной информации: сведения о дате возникновения и прекращения права собственности на объекты учета; отсутствуют реквизиты документов-оснований возникновения(прекращения) права муниципальной собственности на объекты учета; отсутствует информация об установленных ограничениях (обременениях) в отношении муниципального имущества; сведения о параметрах (физических свойствах) муниципального имущества, их местоположение указаны не на всех объектах; отсутствуют сведения о муниципальных унитарных предприятиях;
внесение сведений (изменений) об объектах учета в реестр фактически осуществляется на основании ежеквартальных отчетов правообладателей имущества, что не соответствует требованиям Порядка ведения реестра муниципальной собственности, предусматривающих внесение сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них на основе заявлений правообладателей с приложением копий документов-оснований в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета.
5. Реестр имущества казны, представленный для проверки не содержит информации о балансовой стоимости объектов имущества казны, о фактическом местонахождении объектов движимого имущества, данные о государственной регистрации права собственности; отсутствует наименование имущества, переданного в безвозмездное пользование ОВД; не указано конкретное наименование имущества.
6. Установлена несопоставимость показателей бюджетного учета и отчетности показателям инвентаризации имущества казны в общей сумме 52539414,74 рублей:
по состоянию на 01.01.2014 года в сумме 20396397,85 рублей;
по состоянию на 01.01.2015 года в сумме 32143016,89 рублей.
Проводимая Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района инвентаризация имущества казны носит формальный характер, не подтверждает достоверность показателей балансовой и остаточной стоимости имущества, формируемых в отчетном периоде, что является нарушением норм, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.
7. Установлено сокращение количества объектов муниципальной собственности, передаваемых в аренду по результатам конкурентных способов определения арендатора в период с 01.01.2013 по 01.06.2015 (за 2013 год - в аренду передано 17 объектов муниципального имущества, в 2014 году - 3 объекта, по состоянию на 01.06.2015 аукционы не проводились), что является фактом снижения эффективности распоряжения муниципальной собственностью.
8. Установлено несоответствие итоговых показателей первичной документации по учету начисления, уплаты и состояния дебиторской задолженности арендной платы за период 2013, 2014 годов и 1-ого полугодия 2015 года:
в части начисления арендной платы в общей сумме 137,738 тыс. рублей;
в части сведений о состоянии дебиторской задолженности по арендной плате по состоянию в общей сумме 666,997 тыс. рублей;
установлена несопоставимость показателей размера исходящей и входящей дебиторской задолженности 2013 и 2014 годов в сумме 329,001 тыс. рублей, 2014 и 2015 годов в сумме 0,547тыс. рублей.
Указанное несоответствие показателей бюджетного учета показателям первичной учетной документации, их несопоставимость между отчетными периодами является нарушением требований пункта 3 Приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н, что приводит к недостоверности сведений о состоянии дебиторской задолженности на отчетные даты.
9. Установлено значительное количество договоров аренды муниципального имущества, срок действия которых истек, а расчеты по ним не завершены, что свидетельствует о недостаточном контроле Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района за состоянием расчетов по арендным платежам.
10. В нарушение требований муниципальных нормативных правовых актов мероприятия по контролю за целевым использованием муниципального имущества, переданного в аренду и в безвозмездное пользование, путем проведения документальных и фактических проверок (ревизий, инвентаризаций) с составлением необходимых документов (акт, справка) не проводились.
11. Установлено нарушение Приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н:
учет имущества, переданного в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением на забалансовом счете 25 не ведется; отсутствует аналитический учет счета 25, формируемый в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества;
учет имущества, переданного в безвозмездное пользование, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением на забалансовом счете 26 не ведется; отсутствует аналитический учет в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества.
13. Установлено нарушение приказов Минфина РФ от 21.12.2012 №171н, от 01.07.2013 №65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" при применении кодов бюджетной классификации доходов бюджета в части администрирования доходов, получаемых от сдачи имущества в аренду.
14. Установлено ежегодное увеличение размера действительной дебиторской задолженности (без учета сумм переплаты арендаторов) по сравнению с показателями задолженности на начало отчетного периода:
по состоянию на 31.12.2013 задолженность перед бюджетом увеличилась на 2465,078 тыс. рублей (на 27,5%);
по состоянию на 31.12.2014 задолженность перед бюджетом увеличилась на 4208,779 тыс. рублей (на 36,8%).
15. Установлено увеличение дебиторской задолженности по арендной плате нереальной к взысканию, размер которой в период с 01.01.2013 года по 31.03.2015 года увеличился на 4069,615 тыс. рублей или в 10,2 раза.
Таким образом, деятельность Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района как администратора неналоговых доходов бюджета, поступающих от сдачи муниципального имущества в аренду, является неэффективной.
16. В нарушение муниципального нормативного правового списана дебиторская задолженность при отсутствии соответствующего решения Комиссии в сумме 797,013 тыс. рублей.
17. Установлен значительный рост объема списанной дебиторской задолженности - за 2013 год списана дебиторская задолженность в сумме 491,900 тыс. рублей, за 2014 год - 2217,390 тыс. рублей; за 1 полугодие 2015 года - в сумме 3402,268 тыс. рублей.
Комитетом по управлению имуществом не ведется работа по списанию кредиторской задолженности (переплаты) по договорам аренды муниципального имущества, срок исковой давности по которым истек.
18. В Комитете по управлению имуществом отсутствует административный регламент, разрабатываемый в целях повышения качества исполнения муниципальной функции по ведению претензионной работы в случае нанесения ущерба по имущественным сделкам, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) Комитета по управлению имуществом, а также порядка взаимодействия между специалистами.
19. Претензионная деятельность Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района не может быть признана эффективной по следующим основаниям:
установлено снижение количества уведомлений о погашении задолженности в досудебном порядке, направляемых в адрес неплательщиков, что соответственно приводит к снижению дебиторской задолженности, охваченной претензионной работой по состоянию на 01.07.2015 года;
увеличение количества исковых заявлений, направляемых в судебные органы, не приводит к значительному сокращению дебиторской задолженности (за период с 01.01.2013 по 30.06.2015 средства, поступившие в бюджет до вынесения решения суда, составили в сумме 14,550 тыс. рублей).