Информация
о результатах проверки законности распоряжения,
использования и продажи земельных участков, находящихся в собственности
Чайковского муниципального района и земельных участков,
государственная собственность на которые не разграничена
В соответствии с пунктом 2.1 Плана работы Контрольно–счетной палаты Чайковского муниципального района на 2013 год, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты, в соответствии с программой контрольного мероприятия от 25.01.2013, Контрольно-счетной палатой Чайковского муниципального района проведено контрольное мероприятие по теме: «Проверка законности распоряжения, использования и продажи земельных участков, находящихся в собственности Чайковского муниципального района и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Контрольное мероприятие проведено в период с 29.01.2013 по 15.03.2013.
В ходе проверки установлены нарушения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края:
1. В нарушение требований Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих право утверждения и выдачи схем органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по утверждению проектов планировки территории, администрацией Чайковского муниципального района в 2011 году производилась выдача и утверждение схем расположения земельных участков.
2. В нарушение статей 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки поселений, отсутствуют проекты планировки территорий и решения по землепользованию и застройке принимались администрацией Чайковского муниципального района при отсутствии документации по планировке территории.
3. В нарушение пункта 2.3 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района[1], устанавливающего перечень документов, обязательных к предъявлению физическим лицом при решении вопроса о предоставлении ему земельного участка, установлены многочисленные факты отсутствия приложенных к заявлению необходимых копий документов.
4. С целью соблюдения принципа публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, в соответствии с пунктом 2.7 Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района[2], Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района обязан информировать население через средства массовой информации (муниципальную газету «Огни Камы») о предстоящем предоставлении земельного участка с указанием, в том числе, права, на котором земельный участок предоставляется (аренда или собственность).
В нарушение вышеперечисленных норм, после информирования населения в средствах массовой информации (муниципальной газете «Огни Камы») о предоставлении в аренду земельного участка, Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района был предоставлен данный земельный участок в собственность .
5. В ходе проверки выявлены нарушения должностными лицами установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, а именно, в нарушение требований Положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района[3], превышен двухнедельный срок со дня получения от заявителя кадастрового паспорта земельного участка до дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду, а также превышен срок заключения договоров купли-продажи или аренды земельного участка между администрацией Чайковского муниципального района и заявителем. Количество случаев, установленных по данным нарушениям – 27.
6. В нарушение пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающего порядок и сроки предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, превышен установленный срок принятия решения о предоставлении земельного участка из состава земель населенных пунктов.
7. В ходе проверки установлено, что земельный участок из состава земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения иловых площадок был предоставлен в аренду МУП. В связи с тем, что переданный МУП земельный участок не был оформлен в собственность Чайковского муниципального района, действие договора аренды данного земельного участка между администрацией Чайковского муниципального района и МУП было отменено.
Таким образом, в результате несвоевременного оформления Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района земельных участков в муниципальную собственность (бездействии) допущена потеря бюджета Чайковского муниципального района в сумме недополученных собственных доходов от аренды земельных участков в размере 313482,47 рублей.
8. Договор аренды земельного участка с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, сроком на 10 лет заключен с нарушением требований пункта 19 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающего определение срока предоставления в аренду земельного участка для целей под индивидуальное жилищное строительство в соответствии со сроком разрешения на строительство.
9. Земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – лодочные станции, яхт-клубы, передан на условиях аренды по договору аренды, заключенному сроком на 3 года.
В результате неверного применения ставки земельного налога, установленной решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 № 450 «Об установлении земельного налога» при расчете арендной платы в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 07.04.2010 № 604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края», размер арендной платы по договору аренды земельного участка с разрешенным использованием – лодочные станции, яхт-клубы за 2012 год занижен на сумму 218257,46 рублей.
10. В отсутствии поступлений арендных платежей по договору аренды, предусмотренная пунктом 2.3 договора аренды пеня в случае просрочки уплаты или неуплаты арендатором платежей в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на день исполнения обязательства от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки, Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района, не начислялась, что является нарушением пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ.
11. В нарушение пункта 7 статьи 7, статей 87 и 88 Земельного кодека РФ по договору аренды земельного участка администрацией Чайковского муниципального района передан в аренду земельный участок из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли и обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием – земельные участки индивидуальных гаражей, поскольку землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций или эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предоставление данного земельного участка в аренду противоречит требованиям законодательства, является незаконным.
12. В нарушение пункта 4 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[4], предусматривающего обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги предоставлять данные услуги в соответствии с административными регламентами, муниципальная услуга «Утверждение акта выбора земельного участка» предоставляется Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района в отсутствии утвержденного административного регламента.
13. В нарушение части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства отдельно стоящего здания для офисов и контор осуществлено без учета градостроительных и иных условий его использования и представляет собой процедурное нарушение со стороны администрации Чайковского муниципального района при принятии решения об утверждении акта обследования и выбора земельного участка.
14. В нарушение пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ, в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, по лоту 3 – земельные участки с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома с придомовыми земельными участками, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства не указаны обязательные сведения: цена выкупа земельных участков, предназначенных для жилищного строительства в расчете на единицу площади, способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем, максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
15. В нарушение пункта 29 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков[5], пункта 29 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, информация о результатах 2 аукционов не публикована в средствах массовой информации (муниципальной газете «Огни Камы), в которой были опубликованы извещения о проведении торгов.
16. При проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков организатором торгов Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района, были изменены размеры задатка по двум лотам, сведения о которых являются обязательной информацией, включаемой в извещения о проведении торгов. В нарушение пункта 8 Правил организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков[6], информация об изменении суммы задатка по лотам 5 и 9 была опубликована в средствах массовой информации (муниципальной газете «Огни Камы) в срок менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
17. С нарушением требований, установленных пунктом 30 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающих заключение договоров по результатам аукциона с единственным участником не ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», заключены 5 договоров аренды земельных участков с единственными участниками аукционов, признанных не состоявшимися (подпункт 1 пункта 26 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ).
[1] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 № 827 «Об утверждении положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района»;
[2] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 № 827 «Об утверждении положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района»;
[3] Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 № 827 «Об утверждении положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района»;
[4] Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг»;
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»;
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».